Доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования Казанского федерального университета Евгения Шишова разработала модель формирования билингвизма у детей дошкольного возраста.
Созданы модель экспертизы развивающей билингвальной образовательной среды ребенка и диагностический инструментарий, предназначенный для интегративной оценки качества билингвальной образовательной среды и ее развивающего потенциала соответственно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Модель имеет практическую значимость для повышения качества билингвального образования, одна из задач которого – развитие языковой личности ребенка.
Многолетние научные исследования доцента кафедры педагогической психологии Института психологии и образования, руководителя магистерской программы «Практическая психология в образовании» Евгении Шишовой посвящены научному обоснованию и разработке концептуальной модели психосоциальной экспертизы билингвальной образовательной среды с описанием внутренних и внешних детерминант развития. Также ученый занимается выявлением наиболее распространенных проблем формирования билингвизма у детей дошкольного возраста в сложившихся условиях двуязычия и многоязычия в России и внедрением системы комплексной психолого-педагогической поддержки развития раннего билингвизма.
«Раннее языковое развитие ребенка ориентировано не столько на обучение, сколько на всестороннее развитие личности, развитие коммуникативных способностей, когнитивных процессов. Полученные результаты многочисленных исследований подтверждают целесообразность раннего обучения второму языку и необходимость изыскивать резервы в организации обучения, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами сензитивного периода усвоения второго языка в дошкольном возрасте. Экспериментальные исследования указывают на то, что после 9 лет у ребенка в известной мере утрачивается гибкость речевого механизма», – отметила Шишова.
Разрабатываемые специалистом психолого-педагогические модели и технологии, полученные результаты многочисленных эмпирических исследований используются в практике работы службы практической психологии образования в области проектирования образовательной среды и экспертной оценки ее качества. Материалы исследований используются в процессе профессиональной подготовки в магистратуре и включены в содержание учебных дисциплин «Психологические теории в проектировании и оценке образовательной среды», «Психология образования и когнитивные исследования», «Психологические основы оценки качества образовательной среды», «Психолого-педагогическая экспертиза мультикультурной образовательной среды», «Психолого-педагогические основы работы в полилингвальной образовательной среде», «Современные теории психологии развития».
Результаты научных исследований Е. Шишовой опубликованы в «Национальном психологическом журнале», журналах «Образование и саморазвитие» и др.
В качестве дальнейших перспектив планируется подготовка рукописи монографии, посвященной психологии образовательной среды и развитию личности в детском возрасте.