В музее Казанской химической школы Казанского федерального университета хранится литографированная книга «Записки полного курса химии, составленные по лекциям ординарного профессора Г. Зинина 1851 года».
В чем уникальность этого издания, которое выглядит, как рукопись, рассказала заведующая Музеем Казанской химической школы Светлана Кириллова.
«Книга очень похожа на рукописную. Это аккуратно написанные лекции с рисунками от руки, которые были размножены с помощью литографии. Хотя указано, что записки полного курса химии составлены по лекциям Г. Зинина, это, скорее всего, ошибка. Химика с таким именем в то время не было. Был Николай Зинин, – сообщила С. Кириллова. – Известно, что лекции профессора Николая Николаевича Зинина составлял и отпечатывал студент Императорской медико-хирургической академии Санкт-Петербурга Афанасий Бальзаминов».
Выдающийся химик Николай Зинин – выпускник Императорского Казанского университета, профессором которого он был в 1841–1848 гг. Записки полного курса химии датированы 1851 годом. По всей видимости, они составлены по лекциям, которые Зинин читал в Императорской медико-хирургической академии Санкт-Петербурга, где он преподавал с 1848 по 1874 год.
«На корешке книги – золотое тиснение, узоры и краткое название книги "Химия Зинина", а ниже надпись – KRASINSKI, – рассказывает заведующая музеем. – Книга состоит из двух частей: первая посвящена неорганической химии, вторая – органической. Обе части содержат основные положения соответствующих разделов химической науки, что делает издание фундаментальным пособием для изучения химии. Первая часть охватывает базовые принципы строения веществ, химические реакции и свойства различных элементов и соединений, а вторая посвящена изучению органических молекул, их структуры, свойств и реакций».
Буквы выписаны каллиграфическим почерком, что демонстрирует мастерство составителя, отмечает С. Кириллова.
«Изображения в книге аккуратно расположены на 391 странице. Заголовки, отдельные главы и их подчасти украшены рамками и миниатюрными иллюстрациями, выполненными вручную, – уточнила Кириллова. – Рукописная литографированная книга – это всегда уникальное сочетание традиций ручной работы и технических достижений. Литография в XIX веке позволила массово воспроизводить тексты и изображения, сохраняя при этом качество и детализацию, характерные для изделий, выполненных вручную. Уникальность такой книги заключается прежде всего в индивидуальности и неповторимости, а также в декоративности и эстетике. Во время экскурсии, глядя на содержание этой книги, школьники часто говорят: "Это же Pinterest прошлого времени!"».
Светлана Кириллова объяснила, почему появились такие издания:
«Зачастую учебных материалов по некоторым курсам в университетах не хватало. Книги невозможно было достать ни в библиотеке, ни в продаже. Для решения этой проблемы студенты записывали лекции, а затем размножали их с помощью литографии. Вполне возможно, что книга существует не в единственном экземпляре».
По словам заведующей, эта литографическая книга – из личной библиотеки великого химика Александра Бутлерова, который, как и Николай Зинин, был выпускником и профессором Казанского университета.
«Это ценное пожертвование сделано вдовой Бутлерова Надеждой Михайловной в 1890 году в дар органической лаборатории Казанского университета, где Александр Михайлович начинал свою деятельность», – уточнила она.
С. Кириллова добавила, что есть в музее подобный сборник лекций по органической химии, которые читал в Санкт-Петербургском университете сам профессор А. Бутлеров в 1883–1885 гг.
На вопрос, что означает надпись KRASINSKI, она ответила так:
«На первом развороте книги размещена печать с латинской надписью Amor patriae nostra lex, что переводится как "Любовь к Отечеству – наш закон". Эта фраза является гербовым девизом польских графов Красинских. Можно предположить, что книга когда-то хранилась в библиотеке Красинских в Варшаве».
Книга представлена в экспозиции Музея Казанской химической школы, она хранится в старинном шкафу в кабинете А. Бутлерова.