В заседании Совета по науке и образованию при Президенте Российской федерации принял участие заведующий кафедрой разработки и эксплуатации месторождений трудноизвлекаемых углеводородов Института геологии и нефтегазовых технологий Казанского федерального университета Михаил Варфоломеев.
Мероприятие прошло в режиме видеоконференции. В нем приняли участие представители министерств и ведомств, а также ведущих научных организаций страны.
Открывая встречу, Президент России Владимир Путин поздравил ученых и пожелал им успешной, результативной работы на благо страны и ее народа.
На совете обсуждались вопросы технического образования. В частности, шла речь о подготовке инженерных кадров, квалифицированных рабочих по приоритетным для России направлениям научно-технологического развития. В. Путин напомнил о том, что Россия должна быть конкурентоспособна по ключевым направлениям.
«Для этого нам нужны специалисты, способные генерировать уникальные решения, в том числе для новых, только формирующихся индустрий, готовые использовать передовые методы проектирования и конструирования. Добавлю, что рабочие профессии в промышленности, многих других отраслях также требуют сегодня знания сложнейших технологических систем, инженерных компетенций. Подготовить такие кадры – одна из важнейших задач для всех уровней образования», – подчеркнул В. Путин.
В ходе открытой дискуссии представители Совета озвучили конкретные предложения, касающиеся обновления и повышения качества дополнительного профессионального образования.
«Как отметил Владимир Владимирович, роль инженеров сегодня становится очень важной. Именно им предстоит обеспечить скорость, надежность и качество превращения научных идей в конкретные продукты, технологии и решения для достижения технологического суверенитета и лидерства», – сказал Михаил Варфоломеев.
По его мнению, вузам необходимо усиливать кооперацию с индустриальными партнерами.
«Запущена программа передовых инженерных школ, трансформируется программа "Приоритет – 2030", начинается реализация производственной аспирантуры. Чтобы у студентов возникало понимание того, что нужно индустрии, нужно, чтобы таких площадок взаимодействия науки, образования и бизнеса становилось больше», – рассказал М. Варфоломеев.
Примером подобного взаимодействия могут служить совместные инженерные центры.
«Напомним, в Казанском университете совместно с "Сибуром" успешно реализуется этот подход в рамках созданного центра инжиниринга в области гетерогенного катализа. Также есть центр в области фармацевтики. Во второй половине года планируется открытие в сотрудничестве с крупнейшими нефтегазовыми компаниями страны центра по направлению малотоннажной химии для нефтегазовой и смежных отраслей», – сказал Варфоломеев.
Заслушав доклады, Президент России обратил внимание совета на необходимость обновления программ по математике и естественно-научным дисциплинам, сбалансирования объема учебного материала, чтобы сделать его доступным, понятным и, что самое главное – интересным для школьника.
«Прошу заняться решением этих задач Российскую академию наук, Российскую академию образования, ведущие отечественные образовательные и научные организации», – призвал Президент России.