Стало известно об итогах Республиканского конкурса на соискание премии имени Баки Урманче Министерства культуры Республики Татарстан в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и искусствоведения в 2024/2025 году. Лауреатом в номинации «Теория и история искусства, критика, искусствознание» стала преподаватель Казанского федерального университета.
Премия имени Баки Урманче была учреждена в 1998 году в память об основоположнике татарского профессионального изобразительного искусства, живописце, скульпторе, графике, народном художнике ТАССР и РСФСР Баки Урманче. В этом году отмечалось 128-летие со дня его рождения.
Премия присуждается профессиональным художникам, скульпторам и искусствоведам за наиболее выдающиеся произведения последних пяти лет, внесшие значительный вклад в развитие национальной культуры, отличающиеся высоким уровнем профессионального мастерства и обладающие своеобразием авторского стиля, новизной и оригинальностью, а также за исследования в области теории и истории искусств, художественной критики.
Старший преподаватель кафедры татаристики и культуроведения Института филологии и межкультурной коммуникации, член Союза художников России, искусствовед Лилия Саттарова представила на конкурс следующие труды: «Татарская узорная кожа: ремесло, традиция, искусство», «Татарское ювелирное искусство в собрании Национального музея Республики Татарстан» и «Памятники исламской культуры в собрании Национального музея РТ».
В книге «Татарская узорная кожа: ремесло, традиция, искусство» показана историческая связь уникального художественного явления – искусства татарской узорной кожи, с традицией изготовления кожаной обуви казанскими татарами и их предками – волжскими булгарами.
Очерк об этапах развития знаменитого промысла по производству «азиатской обуви» проиллюстрирован образцами XVIII–XX столетий из многих музеев России и зарубежных стран – Турции, Германии, Канады и др. Большое внимание в работе уделено творчеству современных мастеров и профессиональных художников, особенностям преломления национального наследия, введению его в современный художественный контекст. Написанная ярким и доступным языком книга содержит более 160 иллюстраций, она дополнена описанием и схемами процесса «татарского шва». Все это делает настоящее издание настольной книгой исследователей, историков культуры и искусства, а также необходимым пособием для студентов художественных специальностей и всех тех, кто интересуется кожаной мозаикой и хочет освоить ее азы.
Вторая книга впервые представляет широкой аудитории иллюстрированный каталог татарских украшений с арабографичными надписями. Коллекция татарского ювелирного искусства, хранящаяся в Национальном музее Татарстана, является самым крупным собранием такого рода и включает все разнообразие украшений, созданных татарскими мастерами на протяжении XVIII–XIX столетий. Мусульманская эпиграфика, продемонстрированная в более 200 артефактах каталога – это нагрудные перевязи, накосные украшения, воротниковые застежки, футляры для миниатюрных изданий Корана и молитвенных текстов, амулеты, рассматривается как феномен татарского ювелирного искусства. Большинство предметов каталога впервые вводятся в научный оборот.
Труд «Памятники исламской культуры в собрании Национального музея Республики Татарстан» посвящен коллекциям музея, отражающим различные аспекты многовековой истории ислама в Поволжье. Разделы альбома-каталога знакомят с материалами археологических, нумизматических, этнографических, книжных и документальных коллекций музея. Хронологический диапазон охватывает более 12 столетий – с VIII по XX век. Каталог отражает географическое разнообразие представленных в этой части собрания артефактов: Средняя Азия, Кавказ, Крым, Поволжье, страны Ближнего и Среднего Востока – Иран, Сирия, Турция, Индия. Издание адресовано историкам, искусствоведам, музейным специалистам.