В Елабужском институте Казанского федерального университета начала работу IV Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы ранней профориентации и трудового воспитания детей младшего возраста: профессиональные ответы». Событие собрало более 100 специалистов из 12 регионов России, включая Татарстан, Приморский край, Омскую область, Якутию и Москву.
В торжественном открытии мероприятия приняли участие воспитанники детского сада №35 «Лейсан» Елабужского района, которые подготовили музыкальный номер.
Участников конференции поприветствовала доцент, заведующая кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования Фарида Газизова:
«Главный фокус конференции – профориентация и трудовое воспитание учащихся. Мы рассматриваем эти два направления как единый процесс ранней профессионализации, которому посвящено множество практик и исследований. Елабужский институт КФУ работает в этом направлении уже не первый год, и сегодня мы рады возможности обмена опытом с коллегами».
В рамках пленарного заседания Татьяна Макаренко, доцент кафедры педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, представила инновационную методику профориентационного коучинга для детей.
«Детский коучинг – это не только профориентация. Он охватывает гораздо более широкий спектр задач. В 60 процентах случаев основной акцент делается на развитии soft skills, таких как уверенность в себе и коммуникабельность. Профориентация и знакомство с миром профессий в игровой форме составляют 15 процентов коучинговых программ. И наконец, 25 процентов времени уделяется поддержке в обучении, включая развитие мотивации и навыков тайм-менеджмента», – подчеркнула она.
Особый интерес участников вызвали современные технологии профориентации. Главный эксперт чемпионата «Юниор Мастерс. Креатив» (Компетенция «Анимация»), методист-куратор образовательных проектов бренда «Сиреневая мультстудия», федеральный эксперт чемпионата Юный мастер» (компетенция «Мультипликация») Наталья Фатеева продемонстрировала методику использования покадровой анимации для знакомства дошкольников с профессиями.
«Создание мультфильмов – это не просто увлекательное занятие, но и мощный инструмент развития креативного мышления у детей. Более того, этот процесс позволяет им глубже понять суть различных профессий. Дети пробуют себя в ролях режиссера, сценариста, актера и не только – каждый берет на себя определенную ответственность. Режиссер, например, учится видеть картину целиком, развивает организаторские и коммуникативные навыки. Так, создание мультфильмов становится своеобразной практикой, открывающей детям двери в мир профессий», – пояснила Наталья Фатеева.
Старший преподаватель Северо-Восточного федерального университета Инна Находкина рассказала о возможностях робототехники в ранней профориентации. По ее словам, работа с конструкторами и программируемыми устройствами помогает формировать у детей навыки, востребованные в профессиях будущего, такие как аналитическое мышление, умение работать в команде и технические навыки.
Важной частью программы стали телемосты с регионами. Педагоги из Приморского края поделились опытом проведения виртуальных экскурсий на предприятия, а коллеги из Омска представили модульную технологию профориентации дошкольников.
Особое внимание участники уделили вопросам трудового воспитания. Доцент Елабужского института КФУ Ольга Еремеева представила эффективные методики проведения профессиографических экскурсий, а педагоги из Чувашии рассказали о проекте «Фабрика процессов» для старших дошкольников, направленном на развитие профессиональных компетенций через практическую деятельность.
В рамках конференции участники обсудили актуальные проблемы и перспективы развития ранней профориентации в России. Организаторы отметили, что подобные мероприятия способствуют обмену опытом, выработке единых подходов и развитию профессиональных стандартов в области воспитания и образования.
По итогам конференции будет опубликован сборник научных трудов, который станет методическим пособием для педагогов дошкольного и начального образования, а также инструментом для дальнейшего развития практик в области ранней профориентации и трудового воспитания.