Сегодня в Кабинете Министров Республики Татарстан состоялось очередное заседание Совета при Раисе РТ по образованию и науке.
В работе заседания принял участие ректор Казанского федерального университета Ленар Сафин. Он выступил с докладом о новой стратегии развития вуза, сформированной в соответствии с поставленными государством актуальными задачами.
В частности, ректор сообщил, что вуз делает ставку на подготовку специалистов-универсалов, а также узкопрофильных работников.
«Важной составляющей новой стратегии развития университета является трансформация образовательной модели. Основной акцент мы делаем на активное вовлечение в науку, инновационную деятельность и усиление предпринимательских компетенций, рассказал Ленар Сафин. - Отдельный проект нацелен на усиление качества подготовки инженеров. Здесь, после фундаментальной подготовки на 1-2 курсах, обучение выстраивается на конкретных инженерных задачах. Их предлагают индустриальные партнеры и главный инженер проекта. Формируется проектная команда студентов, которые выбирают спецкурсы необходимые для выполнения конкретных поставленных задач. Сегодня можно с уверенностью сказать, что вуз становится одним из крупных игроков в сфере подготовки инженеров и разработки технологий».
К слову, в настоящее время 13 из 20 основных подразделений КФУ связаны с программами инженерного образования. Более половины направлений - совершенно новые инженерные программы, которые касаются IT-сферы, дизайна и нанотехнологий. По ним обучаются свыше 70 процентов студентов из других регионов России, а также большой процент иностранных граждан.
Кроме того, Казанский университет является активным участником федеральной программы передовых инженерных школ. ПИШ «КиберАвтоТех» КФУ реализуется совместно с ПАО «КАМАЗ» и занимает лидирующие позиции по своим приоритетным направлениям.
К настоящему моменту один из самых прорывных проектов школы - создание линейки автомобилей в арктическом исполнении. Его суть - разработка конструкторских решений для эксплуатации автомобилей в условиях до минус 60°С. Вездеход КАМАЗ-Арктика уже проходит испытания в Чукотском автономном округе.
В своем докладе Ленар Сафин также затронул тему отработки предпринимательских компетенций.
«Она проходит в университетской стартап студии. Здесь студенты могут реализовать свой проект для автомобилестроения как стартап, - пояснил ректор КФУ. - Например, в рамках проекта с университетской стартап-студией получили одобрение и финансовую поддержку такие проекты, как «Мобильная зарядная станция на базе лёгкого фургона, с энергоустановкой на метане», «Электрическое транспортное средство категории L7» (четырехколёсное транспортное средство массой не более 400 кг) и многие другие».
В будущем планируется открыть совместные инжиниринговые центры с компаниями СОЛЛЕРС и АВТОВАЗ, создать НПО ПИШ по арктическим автомобилям с КАМАЗом и совместные лаборатории с Альянсом участников телематической индустрии Китая (TIAA), Сычуаньским университетом, Университетом электронных наук и техники в городе Чэнду.
«Важно, что кроме проекта ПИШ, в мае этого года Казанский федеральный университет победил в конкурсе грантов Минобрнауки России на создание и развитие инжиниринговых центров по приоритетным направлениям НТР (научно-технологической революции), - подчеркнул Ленар Сафин, завершая выступление. - Основные направления Центра будут связаны с гетерогенными катализаторами и малотоннажной химией для нефтегазовой отрасли. Объём финансирования составил 250 млн рублей на два года».
Отметим, что грант будет использован для создания опытного производства совместно с индустриальными партнерами: СИБУР и Газпромнефть.
Также планируется реализация проектов для Татнефти, Балтийского химического завода, Зарубежнефти, Тасмы, Нефиса, Иркутской нефтяной компании и других индустриальных партнеров.