Что прививает любовь у детей к чтению? С этим вопросом Центр медиакоммуникаций Казанского федерального университета обратился к доценту кафедры русской литературы и методики ее преподавания Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ Наталье Махининой. Какие книги вызывают у учеников начальной школы искренний смех, сочувствие и интерес к жизни, кого из современных авторов стоит добавить в школьную библиотеку – в нашем материале.
«Современные дети, как и прежде, ждут от книги увлекательного сюжета, героев, близких им по духу, и, конечно, хорошего настроения. Особенно важен комический компонент – детям нравится смеяться, узнавать себя в персонажах, видеть, как герои попадают в нелепые, но добрые истории», – ввела в курс дела Наталья Махинина.
Юмор, по ее словам, стал неотъемлемой частью детской литературы. Он помогает не поучать, а увлекать. Именно поэтому у учащихся, которые только что пошли в первый класс или уже оканчивают начальную школу, так популярны короткие рассказы или циклы о повседневной жизни, особенно о школе. Это и истории про проделки на уроках труда, и про конфликты с друзьями, и про обычные детские ошибки без назидания.
Среди таких книг филолог рекомендует: «Жизнь и фантазии Сени Елкина» Елены Габовой (цикл рассказов о мальчике-школьнике, у которого фантастика переплетается с реальностью), «Самый лучший возраст» из цикла «Миниатюры с героями» Ирины Зартайской (истории о школьниках, полные теплого юмора), «О чем думает моя голова» Ирины Пивоваровой (повествование от лица девочки, где с мягкой иронией описаны школьные будни, взаимоотношения с подругами, ссоры и примирения).
«Девочки любят читать о девочках, а мальчики – о мальчиках, – отметила доцент. Поэтому важно подбирать истории, в которых ребенок узнает себя. Это усиливает эмоциональную вовлеченность и любовь к чтению».
Не теряют своей популярности и сказки – как традиционные, так и современные. Сегодня они разнообразны: есть волшебные, философские, детективные. Светлана Лаврова «Марго Синие Уши» – о девочке с необычной внешностью – учит принятию и эмпатии, «Большая маленькая девочка» Марии Бершадской – еще одна сказка о самопринятии.
Сергей Козлов – автор философских сказок, в которых простые образы помогают осмыслить важные жизненные темы, по мотивам его сказки «Ежик в тумане» был снят одноименный мультфильм.
Если ребенку интересны истории о природе, то к прочтению рекомендуются: «Мохнатый ребенок» Марины Аромштам (героиня рассказывает о своих взаимоотношениях с животными и восприятии), «Дети дельфинов» Тамары Михеевой и «Куда уходит кумуткан» и «Здравствуй, брат мой Бзоу!» Евгения Рудашевского – для тех, кто увлекается природой и миром животных.
Для юных читателей, жаждущих приключений, можно предложить произведения в жанре робинзонады, где дети оказываются наедине с природой и где им нужно выживать в этих условиях.
«Васюткино озеро» Виктора Астафьева – классическое произведение этого жанра; «Плыли облака» Елены Габовой – о выживании городских детей в северной тайге. «Славка, Колька, Сашка и самолет» Вячеслава Миронова – поиски сокровищ в самолете, потерпевшем крушение.
«Главное – подбирать книги, которые откликаются ребенку. Пусть это будут короткие рассказы, сказки или приключения, важно, чтобы ребенок хотел читать дальше», – подытожила Н. Махинина.