Департамент по информационной политике Казанского федерального университета продолжает проект «17 ценностей России». Заведующая кафедрой религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ Елена Кузьмина объяснила, насколько важно в эпоху глобальных перемен и технологических вызовов сохранять связь с фундаментальными ценностями, которые веками формировали культурное и духовное пространство страны.
Один из принципов – соотношение духовного и материального в жизни человека. Традиционные религии РФ подчеркивают превосходство духовных ценностей, обосновывая это фундаментальным принципом: истинное и вечное благополучие обеспечивается именно духовными ориентирами, тогда как материальные блага носят временный и изменчивый характер.
«Материальные блага по своей сути временны и изменчивы, и их истинное предназначение заключается в служении инструментом для совершения благих дел. Именно посредством благотворительности преходящее богатство преобразуется в богатство истинное, а материальная ценность возвышается до уровня духовной. Примечательно, что, несмотря на догматические особенности, представители таких религий, как христианство, ислам, буддизм и иудаизм, единодушны в этом фундаментальном мнении», – отметила эксперт.
Понятие гуманизма в контексте религиозных учений трактуется как мировоззрение, основанное на заботе о благе человека, его правах на свободу, равенство, счастье и всестороннее развитие. Однако в религиозных традициях этот концепт обретает особые оттенки.
«В авраамических религиях (христианство, ислам, иудаизм) гуманистические идеи находят свое выражение в понимании человека как творения Божьего, наделенного особой значимостью и являющегося носителем божественной природы – будь то "образ и подобие Бога", "венец Творения" или "наместник (халифа) Бога на Земле". Вместе с тем современная интерпретация принципа "человек – мера всех вещей" порой приводит к искажению его истинного смысла, трансформируясь в проявления эгоизма, самолюбия и вседозволенности, что входит в явное противоречие с традиционными религиозными и этическими ценностями», – подчеркнула Елена Кузьмина.
По мнению заведующей кафедрой, концепция милосердия занимает важное место в вероучении и практике традиционных религий России. В христианстве оно выражается в сострадании к страждущим, готовности помочь нуждающимся, любви к ближним.
«Ярким примером служит притча о добром самарянине. В ней рассказывается, как иудей, идущий из Иерусалима в Иерихон, попал в засаду разбойников. Его ограбили, ранили и оставили умирать. Многие прошли мимо, но только самарянин (представитель народа, враждовавшего с иудеями) сжалился над пострадавшим. Перевязал его раны, отвез в гостиницу, оставил деньги на лечение и пообещал вернуться, чтобы оплатить все расходы. Эта притча учит тому, что любая человеческая личность – больной, нищий или даже враг – выше по ценности, чем отвлеченная идея добра и общепринятых традиций и канонов», – рассказала специалист.
В исламе милосердие закреплено в пяти столпах веры. Ключевыми практиками являются закят – обязательное ежегодное пожертвование; садака – добровольная милостыня, которая может выражаться не только в материальной помощи, но и в любом благом деле.
«Мусульмане убеждены, что все их материальные блага дарованы исключительно Аллахом и потому должны использоваться строго в соответствии с Его предписаниями, проявляя милосердие к бедным, сиротам и всем нуждающимся», – объяснила Е. Кузьмина.
В буддизме милосердие воплощается в понятии «каруна» – сострадание ко всем живым существам. Это одна из основных добродетелей, без которой невозможно достичь просветления.
«Буддисты считают: "Пока есть хотя бы одно несчастное существо в мире, мое счастье не может быть полным"», – прокомментировала эксперт.
В иудаизме концепция милосердия неразрывно связана с понятием «хесед» – одной из важнейших заповедей. Она проявляется в помощи бедным, заботе о ближних и активной благотворительности, что рассматривается как земное отражение божественной любви.
«Согласно иудаизму, Творец создал мир несовершенным и в этом проявляется Его доброта. Благодаря этому человек не может обойтись без помощи других. Таким образом, весь мир объединяется через взаимную нужду и милость. При этом хесед – не только финансовая поддержка, это может быть даже простая улыбка или доброе слово», – подчеркнула Елена Кузьмина.
Заведующая кафедрой отметила, что и на сегодняшний день традиционные религии России оказывают многогранную помощь нуждающимся.
«Попечение о людях пожилого возраста, инвалидах, помощь тяжелобольным и их семьям, поддержка безработных, бездомных, работа с зависимыми людьми, тюремные служения, особое значение в современной ситуации приобрела социальная помощь беженцам и военнослужащим в зоне СВО», – заключила она.
При частичной или полной перепечатке материала, а также цитировании необходимо ссылаться на пресс-службу КФУ.
142