Подготовка квалифицированных учителей с каждым годом становится все более актуальной задачей для российского и мирового сообществ. Сегодня существует множество различных проблем в области педагогического и школьного образования, от решения которых зависит наше будущее. От того, какого мы подготовим учителя, зависит, каким будет современный ребенок, а в дальнейшем наше общество и наша страна.
Показательно, что стратегическая академическая единица Казанского федерального университета «Учитель XXI века» стала своеобразным ответом на эти актуальнейшие для всех вызовы. Поэтому радостно, что, рассказывая о своей работе в 2017 году, мы можем отметить наши достижения в этой области. Оговорюсь при этом, что наша сфера является, пожалуй, наиболее консервативной в научном и практическом отношении и изменения в ней станут заметными лишь по прошествии нескольких лет, а то и десятилетий, когда поменяются поколения учителей и соответственно будут обучаться новые дети.
Наконец-то наши новации и результаты нескольких лет преобразований стали заметны и признаваемы на российском уровне. Считаю это необычайно важным для нашего университета, так как в 2011 году (после присоединения двух педагогических вузов) многие считали, что подготовка учителей у нас попросту исчезнет, как дело, не свойственное классическому университету. Вспоминается, как один из уважаемых профессоров-физиков упрекал ректора на одном из собраний в превращении университета в так называемый пединститут и получил достаточно жесткий ответ руководителя КФУ по этому поводу. Поэтому сейчас предмет особой гордости для нас, педагогов, что наша научная область превращается в одно из достоинств современного университета. Сегодня доля педагогического образования в структуре КФУ достигает почти 20%, и мы входим в тройку крупнейших центров подготовки учителей в России.
С 2011 года шаг за шагом мы разрабатывали свою стратегию модернизации педобразования. В результате в 2014 году мы включились в федеральную Программу модернизации педобразования уже со своими новыми идеями, наработками и в течение двух этапов программы мы стали одними из признанных лидеров этого процесса. Как следствие КФУ стал одним из восьми российских педвузов, которые разрабатывали проекты на втором этапе модернизации. Сейчас, скорее всего, нас ждет третий этап, и КФУ, по оценкам экспертов, вновь будет в числе ведущих разработчиков стратегии модернизации педагогического образования в стране.
Именно через свое участие в Программе педобразования мы смогли заявить о своей модели подготовки учителей, которая получила самые высокие оценки экспертов. С гордостью отмечу, что сейчас она уже тиражируется в других российских вузах. Показательно, что именно наш университет вошел в пятерку ведущих педвузов страны, которые представили свои идеи на встрече с министром образования и науки РФ О.Васильевой, где обсуждалась дальнейшая стратегия подготовки учителей в РФ.
Мы определили свою специализацию в области педагогического образования – подготовка педагогов в непедагогических вузах России, число которых с каждым годом становится все больше и больше. Скажу лишь, что из 275 вузов России, осуществляющих подготовку учителей, собственно педагогическими являются всего лишь 50. Поэтому не случайно, что на будущий год мы запланировали ряд семинаров, конференций, призванных собрать вокруг КФУ непедагогические вузы, осуществляющие подготовку учителей. Таким образом, КФУ претендует на роль методического и научного центра в этой области.
Благодаря пониманию и поддержке руководства нашего университета мы продолжили работу по расширению инфраструктуры педобразования. В течение нескольких лет мы смогли создать самую совершенную систему педобразования в России. Не буду говорить об этом подробно, скажу лишь, что только в прошедшем году мы ввели в образовательной процесс уникальные модельные школьные классы по физики, химии, начальному образованию и др. В Институте психологии и образования КФУ открылись обновленная столовая и кафе, одновременно служащие учебно-рекреационными зонами для студентов. Это важные составляющие для организации качественного образовательного процесса. Все, что мы имеем, - это все реально представлено на международном уровне! Для кого-то это покажется бахвальством, но предлагаю посетить другие педвузы страны, которые традиционно были на периферии образовательной политики. Поверьте мне, ни один педвуз не имеет таких условий для подготовки учителей.
В результате заметно изменилось и содержание образования. Новациями для российской практики являются 3 модели подготовки учителей в КФУ, 5 треков получения учительской профессии, центр педагогической магистратуры, система непрерывного педагогического образования, собственные лицеи и многое другое. Причем отдельные элементы вызывают искренний интерес у зарубежных коллег.
Одним из следствий работы в этом направлении стал рост привлекательности программ педагогического образования КФУ. В прошедшем году мы впервые заняли 2-е место (после Московского государственного университета) по качеству приема на психолого-педагогическое направление подготовки. Это лучший показатель среди всех направлений подготовки в нашем университете. По непосредственно педагогическому направлению мы - четвертые в стране. И это среди 275 вузов! Повторюсь, что уже в далеком 2011 году существовали опасения, что педобразование станет обузой для университета. Принимая во внимание, что почти 60 % студентов Институте психологии и образования учатся на контрактной основе и институт выстроил эффективную финансовую систему, думаю, педагоги смогли полностью развеять эти опасения.
Решая задачи Программы повышения конкурентоспособности, мы достигли заметных результатов и в международной деятельности. Хотя и здесь мы имели изначально существенные трудности, так как педагогика в России и за рубежом - далеко не совсем одно и то же. Тем не менее, считаю, что мы планомерно проходим этот сложный процесс трансформации и имеем первые успехи.
Во-первых, в 2017 году нам удалось войти в число ста лучших университетов Европы в области "Образование" в мировом рейтинге лучших университетов мира QS. Среди российских вузов в этом рейтинге мы третьи.
Во-вторых, ученые-педагоги стали неоспоримыми лидерами в России по цитированию и числу публикаций в области "Образование" в высокорейтинговых журналах (Q1 и Q2), индексируемых в базе данных Scopus. Мы учли ошибки нашей публикационной политики предшествующих лет и начинаем активно печататься в авторитетных международных изданиях. Показательно, что одно из исследований нашего коллеги было опубликовано в журнале с самыми высокими наукометрическими показателями в области "Образование" в сравнении с другими российскими учеными.
В-третьих, КФУ вошел в число лучших 30 университетов Европы по публикационной активности в области "Образование". Радует, что и такие показатели, как цитирование каждой публикации, индекс цитирования (они крайне важны для рейтингов), в последние два года у нас на уровне ведущих университетов мира. Средний SNIP статей уже на уровне ряда институтов естественно-научного и математического блока.
В-четвертых, в 2017 году в КФУ успешно прошел III Международный форум по педагогическому образованию — IFTE 2017. Непосредственное участие в нем приняли ученые из 28 российских и 38 зарубежных университетов. Материалы индексируются в базе данных Web of Science. Особенно приятно, что на основании этого мы получили право провести форум в 2018 году совместно с известной международной ассоциацией по подготовке учителей - ISATT. В октябре в КФУ прошло крупнейшее событие для психологов страны - VI съезд Российского психологического общества.
В-пятых, КФУ стал единственным вузом России, вошедшим в состав международной Европейской Ассоциации педагогического образования ATEE, целью которой является повышение качества образования в Европе и поддержка профессионального развития учителей и преподавателей на всех уровнях. Кроме того, ученые-педагоги КФУ представлены в таких ведущих международных научных ассоциациях, как WERA, AERA, BERA, ICER, ICSEI и др.
Наверное, многие зададутся вопросом: за счет чего происходит такая активная интеграция педагогического блока КФУ в международное научное пространство. Здесь решающую роль играют несколько обстоятельств. Одним из ключевых является то, что в настоящее время мы реализуем более 20 международных сопоставительных исследований с ведущими университетами мира. Причем изначально мы избрали для себя в качестве партнеров вузы, входящие в TOP-200 области Education. И в качестве наиболее крупных международных исследований я бы отметил наши проекты с учеными из университетов Оксфорда, Глазго, Дублина, Майами, Техаса, Дрездена и др.
В 2018 году на форум IFTE, который мы будем проводить совместно с ассоциацией ISATT, мы ожидаем приезд национальных представителей этой ассоциации – а это 54 страны. Уже сейчас к нам поступили заявки из Америки, Европы, Австралии и Африки. Мы уверены, что этот форум станет одним из значимых событий научной жизни КФУ.
Среди наиболее крупных исследований, проводимых в сотрудничестве с зарубежными учеными, я бы хотел отметить исследования профессора Р.Валеевой. Компаративное исследование «Обучение обучению: создание глобального исследовательского потенциала для научно обоснованного принятия решений» посвящено состоянию педагогического образования (модели, политики, методы и результаты исследований) в различных странах мира (Великобритания, Россия, США, Ирландия, Австралия, Израиль, Япония, Южная Корея).
Начался масштабный российско-германский исследовательский проект "Classroom Cultural Diversity Climate" в области образования, к участию в котором привлечены Университет Потсдама, Российский экономический университет им.Плеханова, Томский государственный педагогический университет, Уральский государственный педагогический университет. Это первый крупный проект нашего САЕ, разработанный доцентами Р.Хайрутдиновой и Ч.Громовой и заявленный на поддержку германского фонда DFG. Ключевая задача этого кросскультурного исследования — изучение школьного климата в России и Германии.
Научные сотрудники Центра миграционной педагогики Института психологии и образования КФУ под руководством профессора Дины Бирман (университет Майами) занимаются изучением проблем адаптации детей иммигрантов в образовательных учреждениях России. По результатам исследований в 2017 году были опубликованы пять статей в высокорейтинговых международных журналах. Особенно важно, что под руководством Дины Бирман началось формирование собственной научной школы.
Еще один фактор нашей активной международной деятельности состоит в том, что мы благодаря нашим зарубежным коллегам, которые уже на начальном этапе дали нам много советов, стараемся принимать участие только в наиболее известных международных конференциях, в частности организованных Всемирной ассоциацией исследований в образовании WERA, Британской ассоциацией исследований в образовании BERA, Американской ассоциацией исследований в образовании АERA – там, где представлен весь свет международной научной педагогики. Причем попасть на такие конференции - трудная задача. Лишь 20 процентов наших заявок отбираются на такие конференции.
Еще один аспект узнаваемости КФУ на международной арене связан с публикациями в высокорейтинговых международных журналах. Так, в журнале первого квартиля European Journal of Teacher Education в 2017 году опубликована статья ученых КФУ «Initial teacher education in Russia: connecting theory, practice and research», в которой на примере российских университетов, в том числе КФУ, анализируется, как в России совершенствуется подготовка учителей: что уже сделано и что еще только предстоит реализовать. Авторы этой статьи - ректор КФУ Ильшат Гафуров и заместитель директора Института психологии и образования КФУ Роза Валеева.
Также в журнале первого квартиля (Q1) Journal of Mathematical Behavior опубликована статья «Analyzing connections between teacher and student topic - specific knowledge of lower secondary mathematics” (“Анализ связи между предметными знаниями учителя и ученика по конкретным темам математики среднего звена школы”). В авторский коллектив данной публикации вошла доцент Елена Ибрагимова. Руководил исследованием доктор педагогических наук, профессор кафедры высшей математики и кафедры подготовки учителей Техасского университета Мурат Чошанов.
Отрадно, что таких статей становится все больше. Практика показывает, что публикации в низкорейтинговых журналах остаются, как правило, незамеченными, в отличие от публикаций в журналах первого и второго квартиля – самой высокой категории научных журналов, по-настоящему международных, со строгой системой рецензирования, с высоким уровнем цитируемости и востребованных научным сообществом.
Пресс-релизы нескольких статей попали на международный сайт Американской ассоциации содействия развитию науки EurekAlert, что является крайне редким явлением для российских гуманитариев. Сайт является базой научных релизов, которые поддерживает Американская ассоциация содействия развития науки. Сразу несколько десятков международных СМИ написали об исследованиях, которые проводятся в рамках САЕ «Учитель XXI века».
За всем этим стоит большая ежедневная работа многих моих коллег. За прошедшие годы стала формироваться плеяда ученых-педагогов, ставших известными уже за пределами России. Это и представители старшего поколения в лице профессора Розы Валеевой, среднего поколения – в лице профессора Альфии Масалимовой и многих других. Заявила о себе и продолжает становиться узнаваемой в мире и группа молодых ученых КФУ - научный сотрудник Дарья Ханолайнен, доцент Евгения Шишова и др. Для примера приведу лишь новость последней недели декабря - наш профессор Роза Валеева получила приглашение написать раздел в Оксфордскую энциклопедию по подготовке учителей, которая будет издана в издательстве Оксфордского университета в 2018 году. Я думаю, что если в Оксфорде педагогическое образование ассоциируют с КФУ, не подлинное признание ли это?
Хотел бы отметить и опыт трудоустройства в КФУ выпускников Программы «Глобальные университеты». В ИПО работают уже трое выпускников ведущих британских университетов, они делают свои первые шаги в науке, и заметно, как они раскрывают свой потенциал. Например, по-своему уникален пример выпускницы King’s College of London Дарьи Ханолайнен, опыт адаптации в КФУ которой был признан одним из наиболее удачных в России. Те исследования, которые она реализует, показывают, что со временем это будет очень крупный ученый в области образования.
За прошедший год мы проделали большой путь трансформации по международным требованиям нашего журнала «Образование и саморазвитие». Скажу честно: нам повезло, что редактором этого журнала является британский профессор Николас Рашби, редактировавший ранее в течение 20 лет научный журнал British Journal of Educational Technology. Это специалист высочайшего класса, которого сейчас привлекают для консультирования проектов по публикационной политике в России и Казахстане. Мы проделали огромную работу по исправлению недостатков прошлого в публикационной деятельности нашего журнала. Так случилось, что журнал оказался в печально известном списке Диссернета. И прошедший год был посвящен тому, что журнал выполнил все требования по отзыву, корректировке, редактированию таких статей и получил официальное письмо из Диссернета о том, что наш журнал исключен из «черного» списка, и опыт его трансформации будет пропагандироваться среди российских издателей как один самых лучших на сегодняшний день. В октябре была подана заявка на включение журнала в базу данных Scopus.
Мы смогли сформировать достаточно эффективную управленческую систему в Институте психологии и образования, выступающем ядром САЕ "Учитель XXI века". В октябре были проведены открытые заседания кафедр института, составлены паспорта исследований всех преподавателей. Это мероприятие мы рассматриваем как новую форму сопровождения научной деятельности в институте. Более того в 2018 году мы направляем подготовленные паспорта в педагогические вузы-партнеры, и в первую очередь в ведущий специализированный университет страны - МПГУ, с которым в прошлом году было заключено соглашение о сотрудничестве. Главная задача - сформировать сетевые исследовательские проекты в области проблем педагогического образования для организации актуальных и качественных исследований. Это позволит нам более эффективно продвигать наши проекты как на российском, так и международном уровнях.
В завершение отмечу, что год был достаточно непростым для нас. Повторюсь, сфера педагогики и образования является, наверное, одной из самых сложных из всех четырех стратегических академических единиц, реализуемых в Казанском университете. По мнению экспертов, оценка гуманитарных наук чрезвычайно сложна и требует других подходов, в отличие от естественно-научных направлений. На первый план здесь выступают наукометрические показатели, в чем, собственно, мы достигли заметного продвижения.
Кроме того, отечественная педагогика традиционно была закрыта от западного мира. И то, что мы сейчас делаем, призвано стать своеобразным мостом для кооперации и сотрудничества между российскими и зарубежными учеными в области подготовки учителей. И тот факт, что к нам практически еженедельно приезжают делегации из других педагогических вузов России, которым мы транслируем собственный опыт, свидетельствует о верности нашей стратегии.
С другой стороны, реализуя совместные проекты с иностранными коллегами, публикуясь в высокорейтинговых журналах, организуя конференции, мы стремимся показать международному научному сообществу, что российская современная педагогика также имеет немало достижений, которые достойны внимания. При этом мы понимаем, что в современном мире накоплено много наработок, направленных на решение актуальных и для российского общества проблем. Это касается прежде всего повышения качества школьного образования, преодоления неравного доступа к получению образования, адаптации детей-мигрантов и многого другого. И я думаю, здесь не нужно дважды изобретать велосипед, а использовать уже имеющийся международный опыт.
Поэтому наша главная задача в рамках САЕ "Учитель XXI века" - превратить КФУ в один из ведущих центров педагогического образования, сочетая российские традиции и передовой мировой опыт в педагогике, объединяя преимущества классического и педагогического университетов, соединяя западный и восточный подходы к восприятию ценностей образования.