Сегодня, 15 февраля, в Казанском федеральном университете прошло очередное заседание ректората. Под председательством ректора Ильшата Рафкатовича Гафурова проректора и руководители основных структурных подразделений обсудили первые серьезные задачи, поставленные на 2018 год, и пути их достижения.
Первой стала тема развития образовательной компоненты в новом русле, которую поднял Дмитрий Альбертович Таюрский в рамках доклада об инновационных технологиях и методах обучения. Проректор по образовательной деятельности обратил внимание, что с развитием мультимедиа и виртуальных средств передачи информации меняется сама способность воспринимать получаемые знания у сегодняшних студентов. Поэтому, чтобы воспитанники университета по-настоящему качественно усваивали материал, необходимо пересмотреть собственный, во многом классический подход к его подаче. Такой тренд уже получает активное развитие в мире: образовательные ресурсы переходят в интерактивную форму, когда «самостоятельная работа» студентов переформатируется в игровое моделирование, разборы кейсов, «коучинг» - то есть наставничество – в собственно студенческой среде, а также, конечно, подвергаются цифровизации. Привлечение высоких технологий может принимать разные формы, от онлайн-курсов и тестирований до дополненной виртуальности и «гейминга», то есть переноса учебы в формат компьютерной игры с моделированием реальных ситуаций и полным погружением. Идей множество, и в Казанском университете есть все возможности для их реализации, считает проректор. А активизировать процесс поиска новых форм и внедрения новых технологий в процесс преподавания, по задумке, поможет проведение в рамках КФУ Года качества образования. Уже в марте должен быть принят соответствующий план мероприятий до конца 2018 года, а три узловых подразделения – Институт психологии и образования, Институт фундаментальной медицины и биологии и Институт управления, экономики и финансов – разработают критерии рейтинга структур КФУ в области образования с точки зрения как качества образовательных услуг, так и использования в них новых технологий. Рейтинг будет учитываться при общем ранжировании институтов при учете результатов реализации стратегии развития КФУ.
При этом ректор отметил, что ситуация с изменением механизмов восприятия актуальна и для будущих поколений студентов – соответственно, необходимость в смене подходов возникает уже при работе с абитуриентами. Неслучайно вторым вопросом повестки дня стал доклад ответственного секретаря Приемной комиссии Олега Германовича Бодрова о подготовке к старту кампании 2018 года. Он напомнил, что в этом году Приемная комиссия расширит свою географию – часть площадок по приему документов, консультациям и презентациям заработают в КСК «УНИКС», причем институты получат дополнительные возможности для привлечения абитуриентов на модули магистратуры и аспирантуры. Практически все подготовительные работы уже завершены: на подходе обустройство и оборудование площадок. Однако ключевым нововведением будущей кампании станет ее активизация на площадках виртуальных: запланированы мероприятия по продвижению в медиа и социальных сетях, включая собственную соцсеть КФУ «Буду студентом», а также впервые на полную мощность заработает созданное специалистами ИТИС аналогичное мобильное приложение. Кроме того, специально для презентации КФУ абитуриентам из других регионов России и из-за рубежа совместно с телеканалом UniverTV готовится фильм об университете. При этом, следуя тренду цифровизации, комиссия не забывает и о традиционных методах – продолжает работу с одаренными школьниками, привлекая их, в том числе, на занятия в Малый университет и специальные подготовительные курсы КФУ, поддерживает олимпиадное движение, курирует профориентационную работу в школах, совершает выездные презентации, участвует в выставках образования в разных странах.
Привлечение иностранных студентов традиционно становится одним из акцентов приемной кампании. Однако Ильшат Рафкатович Гафуров подчеркнул, что необходимо не только расширять географию приема, но и повышать его качество. Сегодня вопросами адаптации и подготовке к основной учебе иностранных студентов занимается Подготовительный факультет, и не всегда работа этой структуры показывает достаточный уровень.
«Сегодня мы принимаем достаточно большое количество иностранных учащихся, с каждым годом все больше, в том числе по партнерским программам и так называемой гослинии, когда студенты поступают к нам из-за рубежа за счет бюджета своих стран или Российской Федерации. Но вместе с этим почему-то растет и отсев: даже среди таких «бюджетников» в ряде институтов, например, в Институте фундаментальной медицины, отчисления достигают 50 %. Это говорит о том, что они либо не настроены на учебу, либо недостаточно хорошо подготовлены и адаптированы к нашим условиям. Значит, надо усиливать наш Подфак: там должны не только русскому языку учить, но и университетскую культуру прививать», - заявил Ильшат Рафкатович.
С этой целью было выдвинуто предложение отчасти перенести работу Подготовительного факультета на базу Елабужского института КФУ: как бывший педагогический вуз, этот институт способен качественно повлиять на оптимизацию преподаваемых иностранным студентам программ, чтобы помочь их лучшей интеграции в университетское сообщество. Как рассказал Андрей Александрович Крылов, директор Департамента внешних связей, ответственного за работу с иностранными студентами, уже детально рассмотрены возможности Елабужского института как к разработке новых программ, так и к размещению аудиторий и общежитий для прибывающих из-за границы. Впрочем, проект пока требует доработки и к реализации не готов.
С другой стороны, готовы к запуску две новых научных единицы. Во-первых, речь идет о создании в Институте геологии и нефтегазовых технологий Центра геотермохронологии: он откроется в рамках реализации гранта по ПП № 220 и станет отправной точкой для новых перспективных исследований углеводородных месторождений, в том числе предполагая и привлечение к этому процессу студентов. О нем ректорату рассказал заместитель директора по научной деятельности ИГиНГТ КФУ Антон Николаевич Кольчугин, отметив, что общий бюджет проекта достигнет 90 млн рублей через средства правительственного софинансирования и партнерских предприятий. Второй крупный старт в скором времени ожидается в Институте международных отношений, истории и востоковедения: здесь планируется к запуску Ситуационный центр, в котором сконцентрируются актуальные исследования, в основном, ближневосточного региона. Как отметил директор ИМОИиВ КФУ Рамиль Равилович Хайрутдинов, основной задачей новой структуры станет отслеживание изменений в этом нестабильном направлении, включая фиксацию очагов напряженности и потенциальных путей распространения радикальных и экстремистских течений. Ученые КФУ смогут на его площадке исследовать экономические, политические, культурологические, лингвистические, даже экологические процессы в странах Ближнего Востока, создавая научную базу для поддержания важнейшего для России направления международного взаимодействия. Создание такого центра, кстати, укладывается в план мероприятий Группы стратегического видения «Россия – исламский мир» на 2018 год, который Рамиль Равилович также представил на заседании.
Кроме того, обсуждение коснулось вопросов динамики заработных плат научно-педагогических работников в институтах. Краткий доклад об этом представила проректор по финансовой деятельности Райса Рифовна Муллакаева, которая по традиции напомнила директорам и деканам, что зарплаты их сотрудников напрямую зависят от объемов самостоятельно привлекаемых подразделениями средств. В счет идут средства грантов, суммы коммерческих заказов на исследования или переподготовку кадров и собственно доходы от реализации основных образовательных программ. Кроме того, учитывается соотношение количества преподавателей и студентов, общее количество кадровых единиц и другие показатели, представленные также в общеуниверситетском рейтинге. Ввиду того, что каждый институт развивается по-своему, разная динамика наблюдается и в средней зарплате НПР: где-то она заметно растет, а где-то снижается, несмотря на проводимые во всем университете меры по повышению базовых окладов. При этом от средней зарплаты НПР подразделений зависят и доходы их руководителей, напомнила проректор. По ее мнению, это добавляет директорам и деканам личную мотивацию для того, чтобы улучшать показатели вверенных им структур.
В завершение заседания традиционно обсудили ход исполнения контрольных поручений, а также организационные моменты, касающиеся регламента проведения таких собраний. В частности, ректор повторил свою просьбу выносить на рассмотрение ректората только вопросы, требующие специального утверждения или голосования: остальные «текущие» ситуации, по его мнению, можно успешно решать в ходе ежедневных утренних сеансов видеоконференцсвязи.