В своей статье ученые попытались выявить эффективные формы и средства академической мобильности будущих учителей иностранного языка.
В международном журнале первого квартиля Q1 EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education опубликована научная статья «Формирование академической мобильности будущих учителей иностранного языка средствами медиаобразовательных технологий» (Formation of Academic Mobility of Future Foreign Language Teachers by Means of Media Education Technologies).
В авторский коллектив данной публикации вошла профессор кафедры дошкольного и начального образования Альфия Масалимова.
Современные тенденции в развитии языкового образования сегодня предусматривают международную интеграцию при изучении иностранных языков в средних и высших учебных заведениях. А значит и акцент делается на повышении качества подготовки будущих учителей иностранного языка.
"Профессиональное образование в России в настоящее время переходит на новые образовательные стандарты, создавшие определенные предпосылки формирования мобильных конкурентоспособных специалистов, - пояснила Альфия Рафисовна. - Доминирующая роль в их подготовке отводится формированию компетенций, призванных обеспечить овладение студентов навыками профессионально-ориентированного иноязычного общения как эффективного средства, усиливающего профессиональный потенциал будущих учителей иностранного языка и результативность его деятельности".
По словам профессора, анализ состояния проблемы академической мобильности будущих учителей иностранного языка в теории и на практике позволяет говорить о том, что в вузах отсутствует четко разработанная система учебно-методических материалов, которая учитывала бы специфику формирования академической мобильности студенческой молодежи.
Альфия Масалимова уверена, что академическую мобильность в области международного сотрудничества высшей школы нельзя свести к конкретным действиям, технологиям и механизмам, связанным только с системой обмена студентами учебных заведений разных стран.
"В подготовке современного специалиста отсутствует целенаправленная интеграция психолого-педагогических дисциплин и иностранного языка, учитывающая его специфические возможности в формировании академической мобильности и профессиональном образовании личности. Формирование информационной оперативности, навыков целеполагания и коллективного взаимодействия будущего учителя английского языка, как правило, не связывается в должной мере с профессионально-ориентированным изучением иностранного языка в вузе", - пояснила профессор.
До исследования международной группы, в которую входил и ученый КФУ, большинство исследований по формированию академической мобильности наиболее часто предполагало две категории: поездки (обмен) и гранты. В своей работе ученые попытались выявить и другие эффективные формы и средства академической мобильности будущих учителей иностранного языка.
Исследование проводилось на базе гуманитарно-педагогической академии Крымского федерального университета им.В.И.Вернадского. В эксперименте участвовали 270 будущих учителей иностранного языка.
"Для проведения эксперимента были отобраны две группы студентов, которые принимали участие в формирующем эксперименте. В одной группе диагностирование было взято за основу при планировании процесса формирования академической академической мобильности будущих учителей иностранного языка, а в другой – подходы к обучению оставались традиционными. Таким образом, образовалась экспериментальная группа – 138 человек и контрольная группа – 132 человека".
Со студентами обеих групп была проведена диагностика уровня сформированности академической мобильности будущих учителей иностранного языка. Проанализировав качественную составляющую полученных результатов, было отмечено, что большинство студентов были не готовы к жизнедеятельности в иноязычной образовательной среде.
"По нашему мнению, это, прежде всего, связано с недостаточностью знаний по английскому языку и наличием языковых и речевых барьеров, отсутствием мотивации вообще к профессиональному и карьерному росту средствами академической мобильности. Студенты не были знакомы с документами, которые необходимо иметь для поездки на учебу за границу, не знали, как составить мотивационное письмо и резюме".
Таким образом, полученные результаты лишь подтвердили необходимость разработки и научного обоснования модели формирования академической мобильности будущих учителей иностранного языка средствами медиаобразовательных технологий. Что и было сделано международной группой ученых из Китая, Словакии и России.
"Предложенная модель реализовывалась в три этапа (мотивационно-когнитивный, организационно-деятельностный, профессионально-коммуникативный) и предусматривала постепенное приобретение будущими педагогами мотивации к академической миграции и умений иноязычной коммуникативной деятельности, - прокомментировала Альфия Масалимова. - Целью указанной модели является сформированность личностных качеств, которые проявляются в готовности студентов получать образование в иноязычной образовательной среде, а результатом реализации модели – сформированность академической мобильности будущих учителей иностранного языка на творческом уровне".
После завершения трех этапов эксперимента в феврале 2017 года ученые провели диагностические срезы для определения уровня сформированности академической мобильности будущих учителей иностранного языка. В обеих группах произошли позитивные изменения.
"Во время контрольного обследования выявлено, что будущие учителя иностранного языка стали хорошо ориентироваться в содержании программ академического обмена, смогли отобрать для себя программы академического обмена. В конце эксперимента почти все студенты могли собственноручно написать мотивационное письмо, собрать документы для подачи, оформить их в соответствии с установленным форматом и загрузить в онлайн-систему. Кроме узконаправленных умений академической мобильности, будущие педагоги почувствовали стремление в собственном профессиональном развитии средствами академических обменов и проявили стремление к постоянному обмену опытом с зарубежными коллегами".
По словам автора статьи, все студенты экспериментальной группы проявляли мотивацию к участию в программах академического обмена, желание профессионально совершенствоваться и повышать свой уровень педагогического мастерства за счет знаний и умений, полученных за рубежом.
Однако проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов затронутой проблемы и требует новы путей для практического обеспечения педагогической поддержки языковедов во время пребывания за рубежом по программам академического обмена.