Редактор кинорубрики программы «Доброе утро» «Первого канала», выпускница журфака Казанского университета Марина Коблева провела сегодня мастер-класс «Изнанка киноиндустрии» для студентов КФУ.
Встреча прошла в шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ на секции «Generation P: пиар, продвижение, провокация. Киножурналистика» в рамках V Всероссийского форума «Время кино».
В начале мастер-класса Марина Коблева призналась, что ей приятно вернуться в стены alma mater. Она отметила, что для работы киножурналиста требуются знания в самых разных областях.
«Вы думаете, математика не нужна журналисту? Нам нужны языки, экономика, психология, философия, культурология, нам даже иногда ботаника нужна. Нам нужно умение анализировать тексты, факты, а для этого необходимо обладать хотя бы базовыми знаниями во многих областях или – чему и учат на журфаке – умением находить эту информацию и понимать ее», — подчеркнула она.
И проиллюстрировала это наглядным примером, задав студентам вопрос: «Если бюджет фильма составляет 100 млн долларов, а в прокате он собрал 150 млн долларов, картина окупилась?». Оказалось, что нет. Спикер на конкретном примере картины «Угнать за 60 секунд» с Николасом Кейджем в главной роли привела расчеты, из чего складывается прибыль фильма и как распределяются кассовые сборы.
Марина Коблева опровергла расхожее мнение, что если вы киножурналист, то у вас не работа, а постоянный праздник и общение со звездами. Показав всего несколько фотографий с кинозвездами и с красных ковровых дорожек престижных кинофестивалей, спикер отметила: «Это правда, что мы часто общаемся со звездами. Но на самом деле работа на кинофестивале зачастую выглядит так: вы сидите где-то в лесу на каменной скамье и расшифровываете интервью перед монтажом. С вами куча оборудования, а сумка весит как чемодан».
По ее словам, во время кинофестивалей журналист спит по 3-4 часа в сутки, работает с 6 утра до 2 ночи и крутится как белка в колесе.
«Вот это изнанка. И если вам кажется, что нужно только гламурно ходить по тусовкам, — то это только кажется», — предостерегла тележурналист студентов Казанского университета.
Целый блок мастер-класса Марина Коблева посвятила рассказу о самых престижных международных кинофестивалях и тому, чем они могут быть реально полезны для развития кино на примере документальной картины Майкла Мура «Фаренгейт 9/11». Она рассказала историю создания фильма и заострила внимание студентов на том, какую роль сыграла в судьбе картины грамотно построенная медиа-кампания. Журналист продемонстрировала слушателям скриншоты статей, которые выходили в американской прессе, как «готовился» скандал, как информационная кампания, разыгранная как по нотам, в итоге привела к тому, что документальный фильм получил главный приз самого престижного кинофестиваля (Каннского) и как благодаря этой награде собрал в мировом прокате кассу, которая была бы достойной и для художественного высокобюджетного фильма.
Марина Коблева поведала студентам, как работать на кинофестивалях — начиная от получения аккредитации, договоренностей об интервью со звездами до собственно того, как проходят эти записи. Спикер поделилась и основными правилами интервью с селебрити, которые нельзя нарушать: никаких личных вопросов, фото и автографов; не здороваться за руку; соблюдать тайминг. А также раскрыла небольшие профессиональные секреты как расположить к себе собеседника. Марина Коблева подчеркнула, что к любому интервью всегда необходимо готовиться, чтобы свободно оперировать информацией о звезде и вести непринужденный разговор.
Как рассказала журналист «Первого канала», голливудские актеры специально учатся, как правильно давать интервью и общаться с прессой. «Звезды мирового кино на пресс-конференциях зажигают, устраивают настоящее шоу – они продвигают фильм, над которым работали. Российские режиссеры могут в такой же ситуации просто сказать: «Я снял фильм, там все есть, смотрите». Голливудские актеры так с тобой общаются во время интервью, что, выходя от них, ты думаешь, будто сделал лучшее интервью в мире», — призналась она.
Актером, который произвел сильное впечатление, стал для нее Том Круз. Марина Коблева рассказала, что во время приезда в Москву на премьеру фильма «Операция «Валькирия», Том Круз, одетый лишь в деловой костюм, в течение двух часов на февральском морозе раздавал фанатам автографы, фотографировался с ними.
«Мы все это время стояли в ожидании интервью и просто были в шоке от того, с каким вниманием и уважением он относится к поклонникам, как по полной программе отрабатывает премьеры и насколько оправдывает любовь зрителей», — призналась она.
Но еще более удивительной оказалась следующая встреча с актером в Вене на мировой премьере фильма «Миссия невыполнима: Племя изгоев» спустя семь лет. Стояла 40-градусная жара, и во время интервью с Коблевой Круз вспомнил, что их предыдущее общение проходило при жутком морозе.
«Будьте, как Том Круз, - сказала спикер, - полностью уделяйте свое внимание тому, с кем в данный момент говорите. Его в этот самый момент ждут сотни людей, но когда он говорит с вами – он сосредоточен именно на вас».
Под занавес мастер-класса студенты благодарили гостью и фотографировались с ней.