Очередные Международные Махмутовские чтения, посвященные памяти Мирзы Исмагиловича Махмутова и направленные на актуализацию наследия ученого, проходят в Елабужском институте КФУ.
В работе форума приняли участие учителя, деятели науки и культуры, молодые исследователи, а также друзья, коллеги и бывшие ученики Мирзы Махмутова - заслуженного деятеля науки РФ, педагога и организатора образования в Татарстане, востоковеда, лексикографа, академика РАО и АН РТ, основоположника теории проблемного обучения. География участников обширна, и включает в себя Россию, Австрию и США.
Торжественную церемонию открытия международного форума вела директор Елабужского института КФУ Елена Мерзон, которая тепло поприветствовала присутствующих, отметив, что Мирза Исмагилович пользовался в Татарстане и России большим авторитетом, и что самые первые чтения прошли еще при его жизни.
«К сожалению, в этот раз не смогла приехать Диляра Шакирова, вдова Мирзы Исмагиловича, - сказала Елена Мерзон. – Но в знак внимания в эти минуты в Казани ей доставили букет цветов - от всех нас, участников и гостей форума, с пожеланиями скорейшего выздоровления».
Затем слово взял заместитель Премьер-министра РТ - министр образования и науки Рафис Бурганов: «Личность Мирзы Исмагиловича надо рассматривать как минимум в двух ипостасях. Во-первых, как непревзойденного министра образования – никто на этой должности не работал больше и лучше него. И, конечно же, это был выдающийся ученый, который продвигал педагогическую науку и методику, это человек, чьи труды сегодня по-прежнему актуальны».
Кроме того, министр пожелал всем присутствующим плодотворной работы: отметив, что такой крупный форум, как Международные Махмутовские чтения уже давно стал достойной площадкой для обмена педагогическим опытом и становления новых идей в сфере образования.
«Мирза Махмутов – это один из ведущих отечественных дидактов, - сказал в своем выступлении первый проректор КФУ Рияз Минзарипов. – Его теория проблемного обучения, разработанная в 70-80-х годах прошлого века, заметно опередила свое время. Только в наше время мы начинаем осознавать всю значимость его методик. Особенно приятно, что этот замечательный ученый практически всю жизнь был тесно связан с нашим университетом: сначала в качестве преподавателя, а потом и в качестве министра он не терял с нами контакта. Причиной было то внимание, которое Казанский университет изначально уделял подготовке учительских кадров. Историческая традиция продолжается и в наше время: сейчас КФУ является центром подготовки педагогических кадров всего Поволжья».
Также в открытии Махмутовских чтений приняли участие: руководитель Научно-образовательного центра педагогических исследований Института психологии и образования КФУ, профессор Валерьян Габдулхаков; директор Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки КФУ, профессор Раис Шайхелисламов; профессор Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта Татьяна Гребенюк; директор международных программ образования и науки австрийского Института содействия интеллектуальным интеграциям RBS-IFIE, доктор психологических наук Ирина Сибгатуллина; замдиректора Института психологии и образования КФУ Тимирхан Алишев и исполнительный директор Казанского открытого университета талантов 2.0 Айдар Акмалов.
«В нашем университете талантов мы исходим из того, что все дети являются одаренными, - рассказал Айдар Акмалов. - Именно с помощью методов проблемного обучения, разработанных в свое время Мирзой Исмагиловичем, мы открываем наши таланты, развиваем их творческие способности».
Официальную часть мероприятия завершило торжественное вручение именной Махмутовской премии, учрежденной по инициативе Елабужского института КФУ, которую поддержали семья и ученики Мирзы Исмагилова. Стипендия вручается в год проведения Махмутовских чтений тем студентам Елабужского института, которые занимаются исследованиями в области педагогики, развития теории и практики проблемного обучения.
Стипендиатами этого года стали: студентка факультета иностранных языков Антонина Ведерникова - победитель форума «Профессии и профессионалы будущего», которая ведет исследования в области разработки психолого-педагогических условий эффективности развития одаренности подростков, а также магистр второго года обучения по профилю «управление образовательной организацией» Владимир Дроздов. Он разрабатывает программное обеспечение для автоматического учета и контроля использования рабочего места преподавателя.
После слов приветствия прошло пленарное заседание: с докладами выступили вице-президент Академии наук Республики Татарстан Вадим Хоменко, профессор Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта Татьяна Гребенюк и директор международных программ образования и науки австрийского Института содействия интеллектуальным интеграциям RBS-IFIE доктор наук Ирина Сибгатуллина.
В первый день работы научного форума состоялись научные семинары, круглый стол и открытые лекции. В качестве лекторов выступили ведущие специалисты КФУ и австрийского Института содействия интеллектуальным интеграциям.
Сегодня, 6 апреля, участники Махмутовских чтений приняли участие в научно-методическом семинаре «Инновации и традиции в современном школьном образовании», а также в дискуссиях, проходящих на виртуальных тематических площадках, где активно обсуждались проблемы современного образования. Одну из дискуссий провел ученик Мирзы Махмутова профессор Техасского университета США Мурат Чошанов, который не смог приехать на форум, и поэтому вышел на связь онлайн.