Количество вопросов, вынесенных на повестку дня ректората, было необычайно велико. Помимо стандартных вопросов, возникающих весной и связанных с работой приемной комиссии, рассмотрели изменения структур институтов и концепцию развития математического образования. Ректор рекомендовал директорам институтов математического профиля как можно быстрее начать реализовать планы.
Начали заседание с доклада о ходе создания ситуационного (аналитического) центра КФУ. После визита директора Института востоковедения РАН РФ в Казанский университет вся структура начала обретать реальные очертания.
«За небольшой промежуток времени изменилась сама концепция работы ситуационного центра. Она дополнилась вопросами мониторинга лучших практик высшего образования. Определено место базирования центра, и уже подготовлены первые информационные материалы, созданные под грифом Казанского университета для использования в МИД России и аппарате Президента», - пояснил директор ИМОиВ Рамиль Равилович Хайрутдинов.
Таким образом, центр формируется, причем не только как аналитический, но и как образовательный. Центр станет местом постоянной практики для студентов- международников, политологов и социологов.
«Проработав в ситуационном центре, обучающиеся наберутся компетенций и уже имея за плечами опыт, смогут успешео трудоустроиться», - сказал ректор КФУ.
Кроме того, статус образовательного позволяет центру рассчитывать на включение в расходную часть бюджета университета. При этом возможности для самофинансирования у ситуационного центра есть.
Следующий доклад был посвящен самому объемному по количеству времени отданного на ректорате вопросу. Речь идет о развитии математического образования и науки. Доклад «О создании рабочих групп по разработке «дорожных карт» включения институтов математического и ИТ-профиля в развитие образовательных и научных проектов по приоритетным направлениям КФУ» сделал проректор по образовательной деятельности Дмитрий Таюрский. Ситуация складывается не в пользу математиков: абитуриенты со все меньшим желанием идут учиться в КФУ именно по этому направлению. По мнению Дмитрия Альбертовича, во многом это связано с закостенелостью всей системы и необходимостью масштабных структурных изменений.
«Проблема математического образования остро стоит не только в КФУ, но и во всем мире. Математическое образование, по данным исследований профессора Кита Девлина осталось на уровне 19 века и не отвечает современным требованиям. Если не предпринять конкретных шагов, то мы можем отстать», - отметил в своем докладе проректор по образовательной деятельности Дмитрий Альбертович Таюрский.
Было предложено создать рабочие группы по каждому из направлений, в котором работают математики КФУ. Справедливости радо надо отметить, на одинаковых по сути программах ИТИС способно заработать деньги, а математики - нет. Самый простой способ, по мнению директора ИТИС, давать более четкое понимание для абитуриентов, где и как они могут работать с дипломом математика.
Тем более, актуальность направления сегодня велика как никогда. Курс на цифровую экономику сам подталкивает исследователей изучать новое, а абитуриентов получать математическое образование.
«Много сегодня говорят по вопросу цифровой технологии. С одной стороны утверждают, что все технологии уже есть, с другой - ждут прорыва. Разговоров много, а движения практически нет. При правильной постановке вопроса можно за короткое время достичь результатов - удачные примеры в этом вопросе есть. Ситуация этого блока университета должна измениться по решению директоров институтов, иначе потребуется вмешательство руководства вуза и структурные изменения. Надежда на инициативные рабочие группы, которые мы сегодня формируем», - сказал Ильшат Рафкатович.
Если должного результата от изменения стратегии всех трех математических институтов КФУ не последует, то вполне возможно объединение этих структур. На формирование предложений ректор дал директорам трех математических институтов месяц.
Вообще структура институтов и не только математических, будет приведена в наиболее эффективное состояние. Так, по результатам рекомендаций экспертов корпоративного университета Сбербанка количество кафедр в Институте управления экономики и финансов будет уменьшено. Изменения предстоит ощутить выпускникам, и преподавателям экономических направлений Набережночелнинского института. Там пройдёт дополнительное тестирование для определения уровня знаний. И это решение ректора было занесено в протокол. Цель у этих действий проста: выпускники КФУ должны быть лучшими в своей профессии.
Следующим основным вопросом стало обсуждение хода подготовки к приемной кампании 2018 года. С докладом на эту тему выступил ответственный секретарь приёмной комиссии Олег Германович Бодров. Он отчитался о проделанной работе и представил ректорату аналитическую информацию, необходимую для корректировки стратегий рекрутинга институтов.
Тему продолжил директор Химического института им.А.М. Бутлерова Владимир Иванович Галкин. Две недели назад уже была попытка представить стратегию по набору иностранных студентов, однако на тот момент не было уверенности, что данные мероприятия привлекут дополнительных абитуриентов. Обновления ориентированы прежде всего на продвижение в социальных сетях с описанием преимуществ обучения в КФУ, написанное от имени самих студентов, - считает Владимир Иванович. Абитуриентам интереснее и понятнее общаться с себе подобными. К тому же это убирает психологический барьер и позволяет ответить на большее количество вопросов. Получение второго уровня высшего образования в России должно стать нордля химиком. При этом результативность определится уж этой весной по итогам приема.
Подробнее о результативности инвестиций рассказал Марат Рашитович Сафиуллин. В своей аналитической справке он довел до сведения директоров институтов результаты договорной и основной образовательной деятельности институтов и логику по выделению дополнительных средств на развитие институтов. Данный вопрос в повестке ректората появился по просьбе директоров.
«Наша с вами задача вывести институты на уровень самоокупаемости, только после этого централизованные отчисления будут правильно использоваться именно для развития. В соответствии с моим поручением, институты из своих источников будут оплачивать расходы по своему содержанию. Именно поэтому сегодня пошло движение по передаче зданий от одного института другому», - прокомментировал Ильшат Рафкатович доклад проректора.
В продолжении темы директор Института экологии и природопользования выразила надежду на рост числа студентов, несмотря на высокую стоимость обучения. При этом, по мнению Селивановской, цена знаний вполне адекватна, так как обучение требует дорогостоящей материальной базы, да и институту предстоит провести ремонт своего основного здания. Сложность, с которой сейчас сталкиваются экологи,- необходимость введения "географии" в список ЕГЭ у школьников. Для этого (так же, как и у химиков) разработана программа популяризации профильного предмета среди школьников. Аналогичные методы применяют и в ИТИС, при этом планы рассчитаны с учетом роста коллектива абитуриентов. Айрат Фаритович Хасьянов рассказал о новых методах, среди которых - трансляция в социальных сетях дала ожидаемо большой отклик среди абитуриентов. Цель, которую предстоит достичь - максимальный информационный охват и донесение преимуществ КФУ всем заинтересованным лицам, в том числе и за пределами Татарстана, так как жители республики в любой момент могут прийти в университет и увидеть все лично.
Наиля Гумеровна Багаутдинова рассказала о своем видении набора. Она выразила обеспокоенность малым количеством бюджетных мест в этом году. Необходимо соблюдать тонкий баланс между привлечением студентов и сохранением высокого среднего балла. Аналитики обнаружили динамику оттока талантливых студентов в федеральный центр на бюджетные места. В перспективе это имеет некоторые негативные последствия, так как часто выпускники остаются именно в регионе. Это тот самый ресурс предпринимателей, в том числе и малый бизнес, так необходимый сейчас республике. Институт экономики, управления и финансов сейчас переживает структурные трансформации.
«Сколько кафедр высказали свое желание объединиться. Прежде всего, это связано с дублированием предметов и научных тем. По всем кафедрам есть решения и протоколы с заседаний", - заявила Наиля Гумеровна.
Также планируется переименование кафедр. Таким образом из 11 подразделений в институте реорганизуются в четыре укрупнённые кафедры (оставшиеся кафедры останутся без изменений). Все это в совокупности с созданием Высшей школы Инновационного бизнеса позволит Институту управления, экономики и финансов сфокусироваться на своих сильных сторонах для продвижения. Предложения института ректоратом были приняты с некоторыми предложениями и дополнениями. Окончательное решение будет приниматься голосованием на ближайшем большом Ученом совете университета.