«Профессор года» в системе техасских университетов, выдающийся научный деятель в области математики и инженерии, активно занимающийся дидактикой и методами обучения математики, доктор педагогических наук, профессор кафедры высшей математики и кафедры подготовки учителей Техасского университета в Эль-Пасо (США) Мурат Чошанов дал оценку образованию США и России.
В начале разговора Мурат Аширович напомнил о кросс-культурном исследовании в области математики среди учителей США и России, проводимом учеными Казанского университета и Техасского университета в Эль-Пасо. Работы велись по изучению влияния предметных знаний учителя на успеваемость школьников США и России.
— Кросс-культурное исследование не только показывает особенности преподавания математики в США и России с их сильными и слабыми сторонами преподавания, но и дает возможность многомерно взглянуть на проблему – узнать опыт коллег, чтобы использовать лучшее, – отметил Мурат Аширович.
Исследование было направлено на сравнительный анализ когнитивных типов предметных знаний учителей математики среднего звена школы в США (6-9 классы) и России (5-9 классы). Американские и российские учителя были протестированы с использованием опросника предметных знаний (Teacher Content Knowledge Survey), который состоял из задач различного когнитивного типа.
— Проводилось исследование, в котором участвовали 102 российских педагога и 97 американских – что уже говорит о высокой достоверности полученных результатов. Педагогам нужно было выполнить задания, содержательно отражающие предметные знания учителя по трем когнитивным категориям. Первый: проверка знаний – факты, формулы, аксиомы и прочее. Второй: проверка их понимания, и, наконец, третий: доказательство теорий, суждения, размышления. К слову, все задания были идентичны для двух сторон. В первых двух этапах различий между педагогами не было. Но на третьем этапе, где нужно было решать задачи на суждения, русские педагоги опережали американских. И этому тоже есть историческое объяснение. В Советском Союзе в высших учебных заведениях появился такой предмет, как логика. Логика учила рассуждать, и, думаю, что это и сыграло решающую роль в исследовании.
Результаты исследования показывают статистически значимую разницу в уровне предметных знаний учителей России и Америки. У российских явно выше стоят знания по разделам алгебры и геометрии, но «проседают» знания теории вероятностей и статистики. Кроме того, россияне лучше рассуждают, чем их американские коллеги.
— Этому есть историческое объяснение, поскольку в советское время алгебре уделялось особое внимание, и подготовка специалистов в этой области была на достаточно высоком уровне, отсюда и результаты. В американских школах алгебре уделялось меньше внимания, хотя сейчас эта тенденция изменяется в большую заинтересованность этим предметом, чем раньше. Но американские учителя опережают русских в математической статистике и теории вероятности. Тут, вероятно, дело в том, что внимания этим предметам в российских школах уделяется меньше. Те же экзамены фактически лишены этих тем как таковых.
По словам ученого, результаты исследования могут быть учтены при определении приоритетов в подготовке учителей математики среднего звена школы в США и России.
— Математическая школа в Америке не такая сильная, как в России, поскольку традиции, которые сохранились еще с советского периода, до сих пор играют серьезную роль в обучении математике. Но уже сегодня прослеживается положительная тенденция к возвращению статусности математической науки за счет появления новых математических школ, которые возрождают интерес и силу математики, уменьшившейся начиная с 90-х годов.
Но слабая математика в школах Америки компенсируется усилением ее в вузах, поскольку происходит большой сплав студентов, учеников, которые приезжают из разных стран, где отбираются действительно лучшие из лучших.Именно там американская математика и приобретает внушающий вес. К сожалению, такой возможности у России нет, поскольку для этого нужно создавать определенные условия для сильных студентов.
По мнению Чошанова, в Америке высшее образование выбирают немногие, следовательно, повышается его ценность.
— В России стало уже частью культуры – получить заветную корочку диплома. Но эта культура несколько мешает развитию высшего образования из-за того, что высшее образование получают только ради статуса, а не для будущей профессиональной деятельности.
В Америке далеко не все стремятся получить высшее образование и поэтому оно там достаточно высоко ценится. Отличительная особенность высшего образования - это понимание того, зачем оно нужно.
А ведь в России математика нечто большее, чем просто дисциплина.
– Математика в России — это особый предмет. Это и известные на весь мир математики Лобачевский, Чебышев, Новиков, Перельман и многие другие. За этими именами стоит интеллектуальный потенциал, — подчеркнул собеседник.
Поэтому ученому важно, чтобы интеллектуальный потенциал России не был потерян.