Сегодня, 30 мая, ректор КФУ Ильшат Рафкатович Гафуров и директор Высшей школы бизнеса КФУ Алсу Ринатовна Ахметшина приняли участие в работе II Международного форума «Предпринимательское образование в быстроразвивающихся обществах: трансформация ценностей», который открылся в казахстанском Алматы. Масштабная дискуссионная площадка собрала вместе ведущих экспертов в области науки и образования, ориентированных на внедрение в классические процессы обучения новых бизнес-моделей – и опыт Казанского университета по интеграции с бизнесом стал объектом повышенного внимания гостей из разных стран.
На пленарном заседании форума выступил ректор КФУ. Начиная доклад, Ильшат Рафкатович рассказал о месте, которое занимает федеральный университет в Казани в системе высшего образования России в целом. Так, и по качеству инфраструктурного оснащения, образовательных программ и уровню квалификации ученых и преподавателей, и по масштабу возложенных на вуз задач, КФУ едва уступает «главным» университетам страны – Московскому и Санкт-Петербургскому. Это позволяет привлекать значительные объемы государственного финансирования и участвовать в приоритетных проектах Правительства РФ – от программы повышения глобальной конкурентоспособности российских вузов «5-100» до проектов «Экспорт российского образования» и «Вузы как центры пространства создания инноваций». Каждый из них направлен, по сути, на достижение международного признания российской высшей школы, системы образования и научных исследований, а также достижение нового уровня открытости вузов – то есть максимальную интегрированность их деятельности в экономику, чтобы проводимые исследования приносили реальную пользу, а подготавливаемые кадры становились высококлассными специалистами, в том числе, в профессиях будущего.
Достижение этих целей невозможно без выстраивания такой стратегии развития университетов, которая отвечала бы всем глобальным вызовам современности. На текущем этапе КФУ уже сумел воплотить в жизнь модель «Университета 3.0» - научно-технологического кластера, ориентированного на трансфер технологий и разработок в реальную практику и максимальную практикоориентированность образовательных программ. Так, все приоритетные направления развития реализуются в опорных институтах с подключением разветвленной сети вспомогательных подразделений в других структурах – например, Институт фундаментальной медицины и биологии КФУ является центром ответственности по биомедицинскому направлению, однако к исследованиям подключены и химики, и физики, и даже филологи университета, а практики оттачиваются в собственной клинике и на опытном фармпроизводстве университета. Сходным образом работает распределенная система подготовки учителей, где куратором выступает Институт психологии и образования КФУ, педагогические отделения работают в каждом профильном институте, а площадками трансфера выступают университетские лицеи, центр переподготовки педкадров и уникальная сеть модельных классов. Теперь, однако, КФУ поднимает планку: взят курс на реализацию модели «Университет 4.0», которая подразумевает виртуализацию и цифровизацию всех исследовательских и образовательных проектов.
«Основным механизмом ее реализации является использование всех преимуществ искусственного интеллекта, которое даст, в недалёкой перспективе, синергетический эффект во всех областях деятельности университета, а самое главное – повысит нашу открытость и создаст благоприятную среду для индивидуального развития каждого участника интеллектуальной экосистемы», - пояснил Ильшат Рафкатович Гафуров.
Это позволит университету стать глобальным центром привлечения талантов с лучшей исследовательской, образовательной и социальной инфраструктурой и обеспечить концентрацию ресурсов на основных научных и технологических прорывах. Вместе с тем, основным ориентиром является достижение максимальной «отдачи» от таких усилий: продвижение вперед невозможно без монетизации своих результатов. И ученым, и студентам КФУ сегодня прививают навыки стратегического бизнес-мышления: создавать конкурентоспособные идеи, способные «выстрелить» и окупиться на реальном рынке.
«Начиная с 2016 года во все учебные планы образовательных программ естественно-научного и инженерного блоков университета введен курс «Основы предпринимательства» - обучение прошли почти три тысячи студентов. А ещё раньше, с конца 2015 года, Казанский федеральный университет и Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан успешно занимаются подготовкой предпринимателей в рамках курса «Предпринимательская деятельность. Социальное предпринимательство»: обучение прошли 95 человек, более 50% из них из них успешно зарегистрировали свои предпринимательские структуры. Эта программа более рассчитана уже на гуманитариев. Хотя отмечу, что никакого жёсткого разделения здесь нет и быть не может. Курсы взаимодополняемы», - рассказал ректор КФУ.
Воспитание предпринимателей начинается в процессе обучения, в основе которого лежит проектный принцип, когда студент или группа студентов (проектная группа) «упаковывает» идею или инициативу в готовые бизнес-планы. В дальнейшем наиболее интересные проекты имеют возможность дорабатываться и развиваться в рамках акселерационных программ: «Акселератор социального бизнеса» и «Акселератор технологического предпринимательства», в рамках которых готовятся бизнес-планы и заявки под конкретные программы финансирования.
Много внимания в КФУ уделяется и созданию предпринимательской экосреды, важнейшими поддерживающими элементами которой является, например, работающий с 2012 года Детский университет – практикоориентированный просветительский проект для детей младшего возраста, открывающий им основы познания в математике и физике, истории и химии, экономике и предпринимательстве. Также с 2014 года при поддержке Министерства экономики Республики Татарстан Казанский университет успешно реализует экспериментальный образовательный проект «Фабрика предпринимательства», миссия которого заключается в вовлечении активной части населения Республики в предпринимательскую деятельность посредством наставничества опытных бизнесменов, создания готовых бизнес-макетов и их тиражирование начинающим предпринимателям. Вместе с тем университет предлагает программы бизнес-образования и уже состоявшимся представителям реального сектора. Сегодня MBA-образование позволяет приобрести необходимые навыки, формирует сильные управленческие качества, так высоко ценимые многими работодателями. МВА-программы характеризуются очень практическим подходом в обучающем процессе, поскольку основной упор ставится на анализе реальных случаев, которые возникают в бизнес-практике. Такой подход позволяет быстро находить правильные решения и учит принимать эффективные решения в сложных жизненных ситуациях.
Таким образом, знаниям и навыкам, которые можно получить в стенах КФУ вне зависимости от научного направления, теперь открывается прямая дорога к реализации в самом «вещественном» виде – это капитал, который работает и способен приносить доход. Вдохновляя студентов на предпринимательство, университет не только отчасти решает проблему трудоустройства выпускников, но и пополняет свой фонд «историй успеха», и, конечно, приносит заметный вклад в благосостояние Татарстана и всей страны.