Первый в истории Казани матч по футболу среди роботов прошел сегодня в Инженерном институте Казанского федерального университета. В тренировочной встрече сошлись роботы Высшей школы информационных технологий и информационных систем (ИТИС) КФУ и Инженерного института КФУ – по три антропоморфных робота из каждой команды.
Два тайма по 10 минут завершились нулевой ничьей, а в серии послематчевых пенальти сильнее были роботы ИТИС КФУ – 2:0.
В тренировочных соревнованиях приняли участие по три робота с каждой стороны - два полевых игрока и вратарь. ИТИС представляли антропоморфные роботы ROBOTIS-OP3. Стоимость одной модели – порядка 1 млн рублей. Эти роботы темно-серого цвета были закуплены в Корее, а программное обеспечение разрабатывали специалисты ИТИС. Со стороны Инженерного института КФУ были представлены белые роботы малые антропоморфные РОМА – полностью собственная разработка ученых института, собранная преимущественно из пластиковых деталей, отпечатанных на 3D-принтере. Себестоимость такой модели оценили примерно в 100 тысяч рублей, однако точной цены с учетом трудозатрат пока не вычислили.
Директор Высшей школы информационных технологий и информационных систем КФУ Айрат Хасьянов подчеркнул, что нынешний матч – первая игра между корейскими роботами, запрограммированными специалистами ИТИС и роботами, разработанными и запрограммированными в Инженерном институте КФУ. Он отметил, что основная задача подобных мероприятий – использование антропоморфных роботов для обучения студентов.
«Футбол в этом плане очень подходящий вид спорта. Алгоритмы, которые разрабатывают студенты для взаимодействия антропоморфных роботов, могут быть опробованы в игровой форме, - считает он. – То есть такие матчи преследуют сразу две цели: студенты должны научиться программировать антропоморфных роботов, а с другой – мы можем сделать этот процесс веселее и интереснее. Для нас это хороший шанс мотивировать студентов участвовать в наших образовательных программах по робототехнике, приурочив это событие к чемпионату мира по футболу. Тем более завтра в Казани состоится первый матч мундиаля».
Айрат Хасьянов отметил, что существует цель выхода роботов на матч против людей. «Я надеюсь, что лет через 5-10 мы сможем выставлять роботов на матчи против людей. А глобальная задача, стоящая перед робототехниками – в 2035 году обыграть в футбол команду людей», - заявил он.
Профессор КФУ, руководитель Лаборатории интеллектуальных робототехнических систем Евгений Магид подчеркнул, что сегодня в Инженерном институте Казанского университета прошел первый в истории Казани матч роботов-футболистов.
«Ранее мы никогда не выходили на такое поле и в таком формате: одна команда против другой. Для нас это очень значимое событие, и мы очень волнуемся», - признался он.
По словам профессора КФУ, у корейских роботов ROBOTIS, играющих за команду ИТИС, существует базовый набор модулей, функций.
«Но прямо из коробки они не работают. Мы должны доделать функции, интегрировать их вместе, чтобы робот мог, используя техническое зрение, узнавать мяч, ворота. Нам пока не всегда удается этого добиться, - признал он. – Роботы должны сохранять определенный уровень своего равновесия для передвижения по полю. Если робот идет по направлению травы – нужно одно усилие, против направления – другое. Роботы периодически падают, и в них интегрирован механизм, позволяющий встать после падения и продолжить игру».
Для матча было приготовлено специальное поле с искусственным покрытием, которые является стандартом для робофутбола. На следующем этапе уже будут поставлены более сложные ворота.
Евгений Магид отметил, что робофутбол подразделяется на несколько подзадач. На самом низшем уровне робот должен найти мяч и ударить по нему - не важно, куда. На следующем этапе робот должен определить, что он бьет именно по воротам противника. Еще на уровень выше робот ищет мяч на всем поле и должен довести его, самостоятельно или в координации с другими роботами, до ворот противника и нанести правильно удар. На самом высоком уровне ведется взаимодействие роботов, работающих в командах.
«В современной робототехнике большинство команд находятся на втором уровне, когда робот может найти мяч и как-то довести его до ворот противника. Но четкого взаимодействия между командами пока не наблюдается», - посетовал он.
По словам Евгения Магида, в КФУ работа по подготовке к полноценному футбольному матчу среди роботов продолжится до октября-ноября 2018 года.
«Игра в робофутбол для нас – не самоцель, а инструмент. При его помощи мы обучаем студентов. В сентябре 2017 года у нас прошел первый набор в магистратуру по интеллектуальной робототехнике. В ее рамках первые два семестра студенты изучают работу алгоритмов, планирование маршрута, работу и установку датчиков – вещи, необходимые для программирования роботов, - подчеркнул Евгений Магид. – Когда студенты в группах получают роботов на руки, они могут апробировать эти алгоритмы в реальной жизни. Наша цель – дать возможность опробовать теоретические и практические знания на реальной робототехнической системе».
По мнению собеседника, робофутбол намного интереснее человеческого: «Мы можем увидеть, как развиваются и применяются технологии».
По словам ответственного по направлению «робототехника» в Инженерном институте КФУ Андрея Фадеева, разработкой роботов для игры в футбол сотрудники занимаются с зимы 2017 года.
«Нам интересно все делать на своих роботах, потому что мы представляем Инженерный институт. Мы должны разрабатывать и мехатронную составляющую, а не только программное обеспечение, - подчеркнул он. – Модель роботов мы создали сами, производится она на 3D-принтерах в нашем институте. Комплектующие куплены в магазине электроники».