Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) внесла в каталог заболеваний зависимость от видеоигр. Как понять, что игра уже превратилась в зависимость и какое необходимо лечение при игромании, пояснил эксперт, заведующий кафедрой общей психологии, профессор Института психологии и образования Казанского федерального университета Александр Прохоров.
«Игра — одно из самых важных занятий ребенка, благодаря которому он развивает новые навыки и познает мир, в котором живет. Но часто и взрослые любят "убежать" от неприятной реальности, забыть обо всем плохом, что происходит, играя в «танчики» или «стрелялки». И вот если человек все чаще отдает игре приоритет перед другими занятиями или продолжает игру даже при наличии негативных последствий, тогда мы можем говорить о психическом расстройстве», - поясняет Александр Октябринович.
Лудомания, игромания, гэмблинг-зависимость — все это названия патологической склонности к азартным играм, доминирующим в жизни человека и ведущим к снижению социальных, профессиональных и семейных ценностей.
Не случайно, Всемирная организация здравоохранения официально включила зависимость от видеоигр в перечень болезней и расстройств. В организации считают, что критериями для постановки диагноза становятся «потеря контроля над частотой и длительностью игры». Зависимость от видеоигр вошла в одиннадцатое издание Международной классификации болезней (МКБ-11), которое вступит в силу не ранее 2022 года.
«Игроманов больше привлекает не выигрыш и победа, а переживание данного состояния. Но острота ощущений быстро спадает и все время требуется увеличение «дозы»: времени или желания выиграть. В итоге, человек становится рабом не алкоголя или наркотиков, а целого ряда веществ, которые вырабатывает его собственный мозг».
Александр Прохоров приводит основное правило: зависимость формируется и проявляется в тот момент, когда человек не может находиться без игры какое-то длительное время. Условно, если человек не играет и не испытывает дискомфорта, тревоги, беспокойства в течение дня, то можно говорить, что он независим.
«Для получения эйфории от игры не нужно колоться или покупать спиртное, а всего лишь надо немножко поиграть. А потом еще немножко. А потом – еще. И вот уже человек начинает жить только игрой, потому что тут интереснее, чем в жизни. Стремление к игре для таких людей – это способ вырваться из скучных будней, получить какой-то драйв в обыденности бытия. У детей привыкание и зависимость от игры происходят еще быстрее – и вот уже подросток уходит в мир иллюзий, где он будет героем, где его ценят и не дразнят, где нет сложностей в общении», - отмечает эксперт.
Прохоров уверен, что патологическое пристрастие к игре – это не плохое поведение и жажда победы, а зависимость, которая наносит серьезный ущерб личности.
«Зависимость от игры характеризуется полным отсутствием самокритики и оценки возможных последствий увлечения. Игра продолжается до последних сил, а вне ее – человек постоянно обдумывает свою стратегию. Эмоциональное и физическое истощение становится явным, но отказаться от игры у лудомана не получается», — пояснил профессор.
Если существует зависимость от игр, то человек отдает им приоритет над другими интересами и повседневной деятельностью.
«Очень хорошо состояние зависимого описано в романе Достоевского «Игрок», когда герой говорит: «…с той минуты, как я дотронулся вчера до игорного стола и стал загребать пачки денег, — моя любовь отступила как бы на второй план», – процитировал Александр Октябринович.
Четкого описания, кто более подвержен зависимости, у психологов нет. Но, по мнению Александра Октябриновича, «включение» в реальную жизнь способно отвлечь от зависимости.
«Можно предположить, что интроверты, замкнутые люди больше подвержены зависимости. Если игроманию все же диагностировали, то нужно вспомнить, что это состояние обратимо, и человек может выйти из него. Важно в реальной жизни уметь находить позитивные моменты, которые будут перевешивать зависимость, научиться быть свободным от игр, найти новые жизненные смыслы и стремиться к ним», - рекомендует психолог.
Напомним, что ученые КФУ проводят исследование негативных социальных, психологических, педагогических последствий влияния сети Интернет на молодежь.