Сегодня в казанском Музее Е.А.Боратынского открылась выставка «Царское Село: последняя резиденция последнего императора», посвященная 100-летию расстрела царской семьи. Именно в ночь с 16 на 17 июля 1918 года император Николай II и его семья были расстреляны в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге по постановлению исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
Выставка, которая будет экспонироваться до 17 августа, - первый плод сотрудничества Национального музея Татарстана и Государственного музея-заповедника «Царское Село». Основную часть экспозиции представляет коллекция диапозитивов-автохромов – цветных изображений с видами интерьеров царскосельских дворцов из фонда музея-заповедника «Царское Село». Также представлены экспонаты, связанные с императорским двором, из фондов Национального музея РТ и Научной библиотекой имени Н.И.Лобачевского Казанского федерального университета.
На открытии выставки с приветственными словами к посетителям обратились генеральный директор Национального музея Татарстана Гульчачак Назипова, заведующая Музеем Боратынского Ирина Завьялова, хранитель фонда автохромов, старший научный сотрудник музея-заповедника «Царское Село» Виктория Плауде, заведующая отделом рукописей и редких книг Научной библиотеки имени Лобачевского КФУ Эльмира Амерханова и другие.
Гульчачак Назипова заявила, что на первый взгляд выставка «Царское Село: последняя резиденция последнего императора» может показаться довольно рядовой и даже скучноватой.
«Какие-то фотографии… Но когда начинаешь в них всматриваться и понимаешь, какие дальше разворачиваются события в истории, слезы наворачиваются на глаза. Когда я впервые увидела эти фотохромы, меня переполнили чувства. На этих картинках воссоздана удивительная бытовая обстановка и кажется, что обитатели только покинули дворец», - призналась она.
По словам Гульчачак Назиповой, совместный с музеем-заповедником «Царское Село» проект задумывался довольно давно. Гендиректор Нацмузея РТ отметила, что сотрудничество должно в ближайшей перспективе вылиться в более глобальный проект, посвященный Екатерине II.
«Я надеюсь, в 2020 году, к столетию ТАССР, в Национальный музей республики к карете мы привезем личные вещи Екатерины II из Царского Села», - сообщила она.
В свою очередь Виктория Плауде рассказала, что история создания серии автохромов музея-заповедника «Царское Село» связана с фотофиксацией дворцовых интерьеров и каталогизацией предметов как объектов высокой художественно-культурной ценности. Инициатором фотосъемок стал художник-архитектор Г.К.Лукомский, который сразу после Февральской революции настоял на фотографировании «всех наиболее ценных предметов во дворцах, а также закреплении для потомства и науки порядка и вида расстановки мебели ко времени конца Российской монархии». Первые съемки проводились в Екатерининском дворце в июне 1917 года, а в Александровском – с 14 августа (по новому стилю), сразу после того, как семья императора Николая II была отправлена в Тобольск, и продолжались до октября.
По словам Виктории Плауде, коллекция автохромов уникальна и начала складываться в 1958 году, с подарка 12 экземпляров от английского туриста. В 60-х годах 33 автохрома были выкуплены у вдовы фотографа, и уже в 2012 году 48 автохромов были приобретены на аукционе в Париже.
«Сейчас наша коллекция почти полная. Всего по документам было создано 140 автохромов, так что надеюсь, нам удастся найти остальные», - заявила она.
Виктория Плауде подчеркнула, что автохромы с видами Александровского дворца ценны еще и тем, что дворец находится на реконструкции, и картинки используют как единственный цветной иконографический материал.
«Они показывают интерьеры дворца не как музея, а как последнего дома последнего российского императора, - заявила она. - Съемка началась буквально на следующий день после того, как семья Николая II была отправлена в Тобольск. Все вещи еще остались на местах – например, видна свежесрезанная гортензия, которую очень любила Александра Федоровна».
Как пояснила Виктория Плауде, автохромы – это пластины на стекле, которые обрабатываются специальным способом.
«Это две стеклянные пластинки, на которые накладывается специальный эмульсионный слой. С них можно напечатать фотографии. То есть это цветные слайды диапозитива начала XX века, а фотографии – это отпечатки с них», - сказала она.
В Казань привезли не весь фонд автохромов – лишь порядка половины экспонатов музея-заповедника «Царское Село».
Партнером выставки выступила Научная библиотека имени Н.И.Лобачевского Казанского федерального университета. Заведующая отделом рукописей и редких книг Научной библиотеки имени Лобачевского КФУ Эльмира Амерханова находит удивительным, когда ушедший мир видится в неизменности.
«Благодаря экспонатам выставки мы видим ушедший мир, момент, когда все начиналось - коронационное торжество, пригласительные входные билеты, - заявила она. - Мы были очень рады принять участие в этой выставке и с радостью предоставили экспонаты из фонда нашей библиотеки».
В интервью Единому информационно-издательскому центру КФУ Эльмира Амерханова рассказала, что Научная библиотека имени Н.И.Лобачевского представила на этой довольно камерной выставке порядка 10 экспонатов. Среди них – афиша 14 мая 1896 года коронования Их Величества государя императора Николая Александровича и государыни императрицы Александры Федоровны, а также объявление коронования, пригласительные билеты на торжества коронации Николая II и другие экспонаты.
«Мы предоставили два каталога самого Александровского дворца, который был составлен Лукомским по результатам фотосъемки, представленной здесь, - отметила собеседница. – У нас также хранятся рукописи, материалы с коронационными торжествами. Мы пытаемся показать, как это все начиналось и чем это закончилось. Представленные нами единицы хранения – редкие, уникальные вещи».
В фондах Научной библиотеки КФУ хранится довольно много экспонатов того периода, в том числе, коронационные сборники, огромные издания, в которых описывается весь порядок коронации с перечислением гостей, обрядов и т.д. Однако в нынешнюю экспозицию они просто не поместились ввиду ее камерности.