Программу фестиваля школьных учителей в Елабуге продолжила публичная лекция, посвященная менталитету учителя как фактору конкурентоспособности.
Об особенностях мышления современного педагога рассказал слушателям Раис Шайхелисламов, директор Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Лектор раскрыл различия системы образования в России и в других странах. Как свидетельствует Р.Шайхелисламов, в России придерживаются традиционной формы обучения, при которой учитель является ретранслятором знаний (не во всех случаях актуальных), а учащиеся пассивно усваивают знания в готовом виде. В Канаде, Китае, других странах подход к обучению иной: он основывается на системе заданий, мотивирующих учеников к активной познавательной деятельности на уроке. Другими словами, каким бы ни был талантливым педагог, иногда ему стоит поменяться ролями со своими учениками. По мнению выступающего, традиционная модель обучения в России связана с менталитетом нашей страны, который влияет на профессиональную деятельность людей. Раис Фалихович отметил необходимость перехода педагогов к новому мышлению, которое изменит роль учителя в обучении, и определил смену формы мышления как задачу XXI века.
В современном обществе учитель выступает и как инструктор, и как консультант, и как тьютор. Модератор рассказал о моделях ключевых компетенций, состоящих из универсальных учебных действий и позволяющих ученику самому получать знания.
Участники встречи узнали о том, как конструировать урок, чтобы справиться с проблемами, порожденными менталитетом. Например, как планировать объяснение нового материала, чтобы ученик легко и быстро осваивал его.
Учитель биологии и химии И.Хамидуллина из города Казани после лекции поделилась своими впечатлениями:
"Сегодня лекция вызвала противоречивые чувства, поскольку я одновременно и согласна и не согласна с лектором. Для меня лично было много познавательных моментов. Значимым, на мой взгляд, является то, что о роли учителя в обучении всегда много говорится, а о роли общества умалчивают. Абсолютно согласна с тем, что учителю необходимо сделать шаг к новой форме деятельности. И все-таки нужно попытаться изменить менталитет общества, а также отношение к учителю».