"Давно ли вы читали сочинения Толстого? - поинтересовались создатели энциклопедии о писателе. - А сейчас читаете? Что и как делать, чтобы читали школьники?" Ответы на эти вопросы искали участники мастер-класса «Современные практики изучения жизни и творчества Л.Н.Толстого в школе» во главе с модератором - доктором педагогических наук, профессором кафедры методики преподавания литературы Московского педагогического государственного университета Аллой Антиповой. Дискуссия состоялась в рамках международного фестиваля школьных учителей, который проходит в Елабужском институте Казанского федерального университета.
«При изучении творчества Л.Н.Толстого учителя сталкиваются с серьезными трудностями. Речь идет не только о «Войне и мире», но и о произведениях меньшего объема. Интерес к чтению классических произведений уменьшается. При разработке стандартов для основной и старшей школы поступают предложения об исключении больших текстов. Но «Война и мир» Толстого – великая книга, поднимающая главные вопросы бытия, это нравственная подготовка к жизни», - убеждена Алла Михайловна, - поэтому учитель находится в неустанном поиске стимулов, приемов, которые пробудили и поддержали бы интерес, «приохотили» к чтению.
Я не претендую на знание универсальных способов решения означенных проблем и очень рассчитываю на заинтересованное общение, обмен мнениями. Мне хотелось бы представить наиболее жизнеспособные подходы к изучению писателя, которые сформировались почти 100 лет назад (практика изучения произведений Толстого имеет богатейшие традиции) и новые возможности цифровой эпохи».
Анализ методологических принципов изучения личности писателя в школе, жанров «школьной» биографии, условий и методов эффективного изучения биографии, интернет-ресурсов, книг, изданных в последние годы о Льве Толстом, составили основную часть выступления лектора. Много внимания было уделено проектному методу работы при изучении романа «Война и мир».
«Понятно, что лектор – величина, увлеченная своим предметом. Это передалось слушателям: эмоциональный контакт наладился очень быстро, - подчеркнул заведующий кафедрой русского языка и литературы Елабужского института КФУ Антон Быков. - Мы получили много полезных рекомендаций, в частности интересны ссылки на театральные постановки, видеоматериалы, онлайн-трансляции, интернет-ресурсы».
Его поддержала учитель русского языка и литературы Международной школы Казани Резеда Сагирова:
«Лекция очень понравилась. Узнала много новых источников, которые могу использовать при подготовке к урокам. Особенно интересными и полезными показались размышления и рекомендации лектора о современных подходах к практике изучения жизни и творчества писателя».
Для справки:
А.Антипова – автор свыше 90 научных и учебно-методических работ, опубликованных в авторитетных научно-методических журналах («Русская словесность», «Наука и школа»), ведущих издательствах страны («Просвещение», «Флинта: Наука», «Дрофа», «Прометей»), и член авторского коллектива под руководством В.Чертова (д.п.н., профессора, зав. кафедрой методики преподавания литературы МПГУ, разработавшего учебно-методический комплект элективного учебного предмета «Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения» («Дрофа», 2004-2007)). С 2009 г. она входит в авторский коллектив во главе с В.Чертовым по написанию учебника по литературе для учащихся общеобразовательных учреждений и методических рекомендаций для учителя («Просвещение», 2009). Алла Михайловна является одним из авторов энциклопедии «Л.Н.Толстой», изданной в издательстве «Просвещение» в 2009 г.