В ходе Съезда учителей истории и обществознания Республики Татарстан, прошедшего на базе Академии наук Республики Татарстан 29 августа, был принят целый ряд ключевых решений, имеющих значение для развития образования и науки в упомянутых областях знания.
Напомним, организаторами съезда, проведенного в рамках подготовки к празднованию 100-летия ТАССР, выступили Министерство образования и науки Республики Татарстан и Институт международных отношений Казанского федерального университета. Съезд проводится при поддержке Института российской истории РАН, Института всеобщей истории РАН, Регионального отделения Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания, Отделения Российского исторического общества в Казани, Института развития образования Республики Татарстан.
Работа была посвящена рассмотрению инноваций современной образовательной среды как фактора повышения качества и доступности исторического и обществоведческого образования в Республике Татарстан и направлена на обсуждение наиболее важных вопросов, связанных с тенденциями развития исторического и обществоведческого образования в школах республики, повышением качества школьного образования. Также в рамках съезда обсуждались такие темы, как популяризация исторического знания в обществе, подготовка к Государственной итоговой аттестации по истории и обществознанию, профессиональная готовность учителя истории и обществознания к реализации ФГОС основного и среднего общего образования, реализация историко-культурного стандарта, преподавание истории и обществознания в условиях билингвальной среды в системе среднего и высшего образования.
Помимо запланированной полноценной работы съезд стал одновременно и местом принятия ряда важных решений и достижения ключевых договоренностей, среди которых подписание соглашения о сотрудничестве между КФУ и Государственным академическим университетом гуманитарных наук и открытие в ближайшем будущем в КФУ базовой кафедры Института всеобщей истории РАН.
«II Съезд учителей истории и обществознания Республики Татарстан стал площадкой для принятия знаковых решений, имеющих отношение к взаимодействию КФУ с Всероссийской ассоциацией учителей истории и обществознания. Мы не только подтвердили, что наша деятельность реализуется под эгидой ассоциации, но и максимально использовали открывшиеся возможности, связанные с выстраиванием новой стратегии исторического и обществоведческого образования в Республике Татарстан. Дело в том, что с подписанием соглашения о сотрудничестве с Государственным академическим университетом гуманитарных наук мы фактически вышли на взаимодействие со всеми академическими гуманитарными институтами, - пояснил директор Института международных отношений Рамиль Хайрутдинов. – Важно то, что представители этих организаций готовы оказать нам содействие в реализации самых различных программ сетевой магистратуры, подготовки и переподготовки специалистов, программ повышения квалификации. Кроме того, все эти организации теперь являются нашими партнерами с точки зрения реализации знаковых общероссийских проектов. К слову, перечень проектов такого рода, в реализации которых КФУ принимает участие, постоянно увеличивается. Так, например, на полях съезда при содействии ректора КФУ Ильшата Гафурова нами была достигнута договоренность о вхождении КФУ в состав участников проекта «История России через историю регионов». В 2019 году мы планируем издать учебное пособие, посвященное истории нашего региона и ориентированное на работу со школьниками, которое затем будет распространено по всей Российской Федерации и будет рекомендовано к внедрению в образовательные программы. В дальнейшем запланировано создание учебного пособия и для системы высшего образования».
К слову, сотрудничество КФУ и Государственного академического университета гуманитарных наук предполагает целый ряд направлений, обозначил заместитель директора Института международных отношений КФУ по научной деятельности Раиль Фахрутдинов.
«Помимо включения КФУ в упомянутый проект и создания силами специалистов Казанского университета линейки учебных пособий по истории народов Поволжья и Приуралья, в ходе переговоров с ректором Государственного академического университета гуманитарных наук Денисом Фоминым-Ниловым удалось достичь договоренностей о запуске студенческого и академического обмена, открытии совместных магистерских, а в более отдаленной перспективе и бакалаврских программ по историческим дисциплинам, а также о предоставлении площадей Болгарского историко-археологического заповедника для прохождения студентами ГАУГН археологической практики», - пояснил спикер.
Создание в КФУ базовой кафедры Института всеобщей истории РАН имеет также крайне важное значение, считает Рамиль Хайрутдинов. По его словам, благодаря такому шагу КФУ станет первой в России экспериментальной методической площадкой для ведущего академического института страны и Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания. Информация обо всех новейших методиках преподавания истории будет включаться в соответствующие образовательные программы КФУ педагогической направленности и, следовательно, в максимально сжатые сроки будет доводиться напрямую до важной части целевой аудитории – будущих учителей истории и обществознания.
Особое внимание в рамках съезда было уделено и вопросам, связанным с республиканской программой подготовки учителей истории и обществознания на билингвальной основе – русском и татарском языках, заметил директор ИМО КФУ.
«Стало очевидно, что КФУ готов к выполнению задач, поставленных перед вузом в этой области Президентом РТ и Кабинетом министров РТ. Программа будет внедрена во всех подразделениях вуза, где реализуется педагогическое образование, будь то Институт международных отношений, Институт психологии и образования, Елабужский институт или иные институты», - резюмировал Хайрутдинов.
В качестве отдельного знакового мероприятия в рамках съезда была выделена работа секции «Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию в 2018/2019 году». Уже традиционно съезд становится местом представления результатов анализа работ ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию текущего года. В этот раз детальный разбор типичных ошибок состоялся еще в рамках пленарного заседания, на секции же все участники провели коллективную работу по оценке работ школьников в части «Историческое сочинение».
«В ходе пленарного заседания был приведен анализ работ ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию 2018 года. В частности, были выявлены задания с самыми высокими и самыми низкими показателями выполнения. Так, если говорить о ЕГЭ и ОГЭ по истории среди заданий с самыми высокими показателями были определены направленные на определение терминов с возможностью выбора верного варианта и систематизация исторической информации, поиск исторической информации в источниках разного типа, а среди заданий с самыми низкими – на определение термина по нескольким признакам, работу с исторической картой, анализ иллюстративного материала, характеристику авторства, времени, обстоятельств и целей создания источника, использование принципов структурно-функционального, временного и пространственного анализа при работе с источником, использование исторических сведений для аргументации в ходе дискуссии, - рассказала председатель предметных комиссий ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию в Республике Татарстан Альбина Файзуллина. – На основании анализа были сделаны выводы о том, что необходимо больше внимания уделять формированию у школьников соответствующих навыков, а в процессе работы над заданиями повышенной сложности такими, как, в частности, историческое сочинение, также навыков формулирования собственной аргументированной позиции по важным историческим событиям, подкрепленной оперированием историческими фактами и мнением известных историков и систематизации и выявления ключевых моментов, направлений и итогов деятельности исторических личностей».
Что же касается ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию, здесь была проведена аналогичная работа. Среди заданий с самыми высокими показателями выполняемости задания на выбор ответов в разделах «Человек и общество», «Экономика», поиск социальной информации в неадаптированных оригинальных текстах, раскрытие темы, раскрытие смысла высказывания, а с самыми низкими – задания направленные на установление соответствия в сферах «Политология», «Экономика», умение раскрывать теоретические положения на примерах, умение объяснять внутренние и внешние причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов, на корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов, на составление сложного плана в части корректности формулировок его пунктов и подпунктов и общего количества пунктов.
«Как видно из результатов анализа, проблема заключается не только в наличии или отсутствии знаний, но и в умении их применять. Наши выпускники, даже имея хорошие знания, могут не выполнять задания, поскольку не обладают при этом необходимыми для их использования навыками. Зачастую мы сталкиваемся с восприятием, что ЕГЭ и ОГЭ проверяют исключительно наличие знаний, и детей нужно «натаскивать» для сдачи экзаменов, однако на самом деле это не так. Знания проверяются, но много внимание при составлении контрольно-измерительных материалов уделяется и проверке наличия навыков и уровня их развития. К примеру, как выпускник работает с текстом, насколько он внимательно его читает, умеет ли прослеживать причинно-следственные связи, умеет ли делать анализ. Выпускник должен обладать очень большим набором умений из числа тех, которые нужны будут при обучении в вузе, и на проверку, в том числе этих навыков и нацелены ОГЭ и ЕГЭ. И в рамках съезда мы говорили о том, какие умения нужно формировать у детей в школе, начиная уже с 5-го класса», - обозначила Альбина Файзуллина.
Для решения возникающих проблем эксперты рекомендуют всем учителям истории и обществознания изучить ряд нормативных документов, которые помогут им выстроить работу более грамотно. Среди них - методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015-2018 годов, открытый банк заданий ЕГЭ и ОГЭ. Кроме того, не упускать из виду видео-консультации по подготовке к ЕГЭ на YouTube-канале Рособрнадзора. Не менее важно и чтобы учителя знали, по каким учебникам и пособиям нужно работать, а какие пособия нежелательно использовать – гриф Минобрнауки России и наличие пособия в Федеральных перечнях учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе на текущий учебный год в этом отношении безусловный знак качества. Кроме того, необходим системный подход к повышению количественного состава высококвалифицированных специалистов в районах.
В завершение нужно отметить, что Институт международных отношений КФУ со своей стороны также трудится над решением обозначенных проблем – с этой целью в 2017 году в институте был создан научно-образовательный центр «Казанский методический центр исторического и обществоведческого образования», одной из задач деятельности которого является оказание учебно-методической помощи учителям истории и обществознания и обучающимся. Кроме того, ИМО КФУ успешно реализует еще один проект – научно-популярный лекторий «Open history». И, несмотря, на относительно небольшой срок действия этих инициатив, положительная динамика уже наметилась. А планомерная работа по всем перечисленным направлениям всех организаций, имеющих отношение к развитию образования и науки в области исторических дисциплин, в совокупности, несомненно, принесет еще более высокие результаты.