Сотрудники Института психологии и образования Казанского федерального университета - профессор, завкафедрой педагогики Роза Валеева, доцент кафедры дошкольного и начального образования Эльвира Сабирова и доцент кафедры педагогической психологии, член Российского психологического общества Гульшат Шакирова - приняли участие в Международной конференции инновационных технологий и обучения ICITL 2018.
Актуальные вопросы по созданию виртуального пространства в обучении, развитию инновационного мышления учащихся в современном мире, разработка интерактивных платформ для индивидуального и адаптивного обучения обсуждались на конференции учеными из 17 стран: Канада, Япония, Великобритания, Австралия и др.
Выступление преподавателей ИПО КФУ на конференции было посвящено теме “Using educational web-sites and platforms in Russia: cognitive needs of children and problems of teachers” («Особенности использования образовательных веб-сайтов в России: потребности к познанию у детей и проблемы педагогов»).
- Образовательная среда на современном этапе характеризуется внедрением и интеграцией интенсивно развивающихся цифровых технологий. Происходит популяризация образовательных приложений и веб-сайтов, которые активно используются детьми на различных электронных устройствах, - пояснила Эльвира Гифановна.
Ученые поставили целью выявить особенности использования образовательных веб-сайтов в России в процессе обучения детей 6-8 лет. Для этого в течение 2017 года совместно с дошкольными и начальными образовательными учреждениями г.Казани было проведено исследование: созданы анкеты, состоящие из демографического, технологического, инновационного и мотивационного блоков в зависимости от выборки испытуемых.
В анкетировании приняли участие 202 человека. Из них: 73 человека - педагоги дошкольных образовательных учреждений, 69 человек - учителя начальных классов средних общеобразовательных школ, 30 человек - родители детей в возрасте 6-7 лет, 30 человек - родители детей в возрасте 7-8 лет.
Исследование проводилось в Казани. В работе применялся опросно-диагностический метод с помощью анкетирования, опроса и анализа данных фокус-групп. В процессе работы ученые выявили проблемные зоны в организации обучения детей 6-8 лет.
Это, пусть и небольшой, процент педагогов, сознательно не принимающих внедрение образовательных интерактивных платформ и веб-сайтов в процесс обучения детей. Недостаточная преемственность в обучении дошкольников и младших школьников с использованием образовательных платформ, несформированная информационная компетентность педагогов преклонного возраста.
Среди проблем были отмечены недостаточное финансирование, что отражается на качестве провайдерских услуг, и защита авторских прав педагогов, создающих программы обучения для детей с применением образовательных платформ и веб-сайтов.
В результате ученые ИПО КФУ разработали диагностический материал по выявлению потребностей в использовании образовательных веб-сайтов, который включает блоки для анкетирования педагогов и родителей. А выявленные проблемы помогут руководителям образовательных учреждений реализовать познавательную потребность современных детей за счет непосредственного интереса к цифровым устройствам.
Исследование ученых Казанского университета вызвало интерес у президиума конференции, представители которого - проф. Андреа Истенич Старчич (Университет Любляны), проф. Рэй Юх-Мин Хуанг (вице-президент Кун Шанского Университета), ведущий проф. Чин-Чунг Тсаи (Тайвань), проф. Фрод Эйка Санднес (Университет Метрополитен, Норвегия).
Ведущие ученые в области образования оценили значимость исследовательского проекта, заключающуюся во взаимосвязи когнитивных потребностей детей и профессиональных компетентностей учителей, применяемых в информационно-образовательной среде современной школы.
"На сегодняшний день выявлены факторы, влияющие на эффективность онлайн-обучения, которые требуют многоаспектных исследований", - считает Роза Валеева.
Индикатором актуальности проведенного учеными КФУ исследования в мировом пространстве стало предложение участвовать в совместных исследовательских проектам в области цифрового образования.