Постановлением Ученого совета КФУ и на основании приказа ректора-профессора И.Р. Гафурова в Институте психологии и образования открыт Научно-образовательный центр татарской национальной педагогики.
Вновь созданный центр предлагает гораздо более эффективную модель подготовки учителей для национальных школ. Студенты - будущие учителя, которые обучаются на русском языке, на 3-м или 4-м курсе, получают дополнительные компетенции для работы в национальных школах через программу профессиональной переподготовки.
Например, будущий учитель физики за первые 3 года обучения усвоил весь физический теоретический материал. Ему необходимы лишь знания в области методики преподавания на татарском языке, знание терминологии. Это достаточно экономичная модель для республиканского бюджета. На сегодняшний день Министерство образования и науки РТ уже определило список студентов из разных институтов КФУ, которые в дальнейшем пойдут работать в школы с татарским языком обучения. Подготовку этих студентов к работе в школах с татарским языком обучения обеспечит наш центр.
Для национальной школы хотелось бы видеть еще один вариант подготовки педагогических кадров - по магистерским программам. В данном случае на конкурсной основе смогут поступать самые лучшие студенты.
Разрабатываемая в настоящее время новая модель педагогического образования учитывает международный опыт подготовки учителей в Великобритании, Голландии, Германии, США. Эта модель поддержана международной ассоциацией педагогов, экспертами университетов Оксфорда, Глазго, Дублина.
В КФУ есть все уровни педагогического образования: традиционный педагогический бакалавриат; педагогическая магистратура; аспирантура; курсы повышения квалификации и профессиональная переподготовка.
По бакалавриату в КФУ существует традиционный и распределенный типы организационной структуры педагогического, в т.ч. национального, образования: традиционный (на базе Елабужского института КФУ); распределённый (на базе научно-педагогических отделений профильных институтов КФУ, обладающих новейшей учебно-лабораторной базой).
Предметная подготовка будущих педагогов осуществляется на базе профильных институтов (Институт фундаментальной медицины и биологии, Институт филологии и межкультурной коммуникации, Институт физики и др.), располагающих для этого необходимым научным, образовательным, кадровым потенциалом и материально-техническими ресурсами.
Психолого-педагогическая составляющая подготовки будущих педагогов реализуется на базе Института психологии и образования, в Научно-образовательном центре татарской национальной педагогики.
Практическая подготовка педагогов проходит на базе лицеев КФУ и базовых школ через реальное школьно-университетское партнерство. Наличие в структуре Казанского федерального университета, в качестве структурных подразделений, двух специализированных лицеев (IT-лицей и Лицей им. Н.И.Лобачевского), разветвленной сети базовых школ дает возможность не только усилить практикоориентированное обучение, но и наладить эффективную опытно-экспериментальную работу по разработке и внедрению собственных инновационных технологий.
Сотрудники НОЦ систематически проводят опытно-экспериментальную работу во многих детских садах, школах, гимназиях и лицеях не только в Казани, но и по всей Республике Татарстан, в регионах Российской Федерации. Результаты проделанной работы в обобщенном виде публикуются в издаваемых НОЦ сборниках, становясь, таким образом, доступными всем интересующимся данной проблематикой.