Круглый стол, посвященный научно-методическому обеспечению инновационного проекта онлайн-мактаб, прошел 17 октября на базе Ресурсного центра Казанского федерального университета по развитию исламского и исламоведческого образования.
Развитию исламского и исламоведческого образования на всех уровнях – от начального до высшего - сегодня в России уделяется большое внимание. Ярким примером эффективного решения вопросов, связанных с созданием условий для развития ступени высшего образования, является открытие в прошлом году Болгарской исламской академии (БИА), в процессе создания которой также изначально принимал участие КФУ.
Благодаря открытию БИА на территории России впервые будут выпускаться представители интеллектуальной элиты мусульманской богословской мысли. Теперь же пришел черед уделить особое внимание систематизированию действующей системы начального исламского образования, ведь от того, на каком уровне оно реализуется, напрямую зависит положение всего мусульманского сообщества России и его образ во всем мире.
Проект «Школа Пророка», о запуске которого мы уже писали ранее, направлен на создание условий для обеспечения доступа к качественному процессу обучения религии и религиозного воспитания в сети с целью профилактики экстремизма. Актуальность его разработки сегодня не вызывает сомнений. Ведь, если в Татарстане работа примечетных курсов поставлена на хорошем уровне, то по России в целом существует огромный пробел в этой области: отсутствуют учебно-методические пособия, единые образовательные стандарты и программы, не хватает высококвалифицированных преподавателей религиозных дисциплин, не проводится системная работа.
Результатом такого положения дел становится полное отсутствие процесса обучения в ряде населенных пунктов России, либо его организация во многих местах на крайне низком уровне - миллионы мусульман России сегодня не имеют доступа к систематизированному процессу начального религиозного образования, что становится подспорьем для распространения радикальных течений ислама.
Безусловно, проблему необходимо решать и как можно более оперативно, а создание именно онлайн-платформы позволит обеспечить доступ к качественному религиозному образованию, соответствующему нормам традиционного ислама, из любой точки страны.
Сегодня необходимо сконцентрировать особое внимание на решении проблем систематизации, унификации и внедрении новых технологий в начальное исламское образование. На решение этих задач и направлен федеральный проект «Школа Пророка», реализуемый Благотворительным фондом "Поддержка исламской цивилизации, науки и образования имени саййида Кул Шарифа", - он ставит перед собой цель объединить многовековой опыт татарской богословской школы с возможностями информационных технологий XXI века.
Для этого в рамках проекта специалистами Болгарской исламской академии, Российского исламского института, Казанского федерального университета, Академии наук Республики Татарстан и Духовного управления мусульман Республики Татарстан разрабатывается единый для всей России учебно-методический комплекс по начальному религиозному образованию. Комплекс будет содержать учебную программу и набор качественных учебно-методических материалов по десяти дисциплинам, а также более 1000 интерактивных видеоуроков, созданных высокопрофессиональной командой специалистов. А IT-специалистами Республики Татарстан создается образовательный интернет-портал «Школа Пророка» с уникальной системой дистанционного и смешанного обучения. Нюансы проводимой работы и обсуждались в рамках круглого стола.
Надо сказать, мероприятие было представительным и носило всероссийский характер. Среди участников круглого стола муфтий, председатель ДУМ РТ Камиль Самигуллин, муфтий Единого духовного управления мусульман Пензенской области Абдуррауф Забиров, имам-хатыб местной религиозной организации Сергиево-Посадского района МО Арслан Садриев, руководитель проекта «Школа Пророка», исполнительный директор Благотворительного фонда "Поддержки исламской цивилизации, науки и образования имени саййида Кул Шарифа" Булат Насыбуллин, а также иные представители ДУМ РТ и специалисты КФУ и РИИ.
В завершение стоит отметить, что проект призван стать ключевым звеном в возрождении и развитии отечественной исламской богословской школы, ее трехступенчатой образовательной системы, многократно повысив в будущем и уровень среднего и высшего исламского религиозного образования в стране.