20 ноября 2018 г. в Национальной художественной галерее «Хазинэ» Государственного музея изобразительных искусств РТ открылась 3-я выставка проекта «Московские казанцы» «Дмитрий Красильников (1903–1951). Живопись, графика», созданная при участии Научной библиотеки им.Н.И.Лобачевского КФУ.
На выставке представлены более 70 произведений живописи и графики из собраний Государственного музея изобразительных искусств РТ, а также из архива семьи художника, бережно сохраненного его дочерью.
14 книг и 3 журнала на латинской и кириллической графике, а также 6 экземпляров партизанских газет 1944 г. предоставлены для экспозиции университетской библиотекой.
Дмитрий Николаевич Красильников (1903–1951) – один из наиболее ярких представителей плеяды молодых татарских художников, сформированной в 1920-е гг. в стенах Казанского художественного института (с 1926 года – художественно-педагогического техникума). Молодые художники были призваны для работы, в первую очередь в татарской книжной и периодической печати, которая в тот период активно развивалась как в Казани, так и в Москве. Они преобразили внешний облик книг и периодических изданий в соответствии с новым содержанием. В своем творчестве они преодолели вековые запреты на изображение животных и человека, строго соблюдавшиеся в татарской культуре, соединяли традиции арабской графики и татарского декоративного искусства с принципами академической художественной школы и достижениями европейского авангарда.
Творческая деятельность Д.Красильникова началась еще в годы учебы в Казани. Он сотрудничал с журналами «Аул яшьляре», «Азат хатын», «Безнең юл», оформлял книги для Татиздата и Татнаркомзема, на страницах которых печатались его многочисленные рисунки в разнообразных жанрах, создавал яркие, привлекающие внимание обложки. Его рисунки отличались реалистической достоверностью и в то же время изысканностью, графической фактурой и особой лиричностью.
Позже Д.Красильников начал сотрудничать уже с московскими издательствами, выпускавшими национальную литературу: «Молодой гвардией», Центральным издательством народов СССР и др. Он работал в татарских изданиях – в газете «Коммунист», в журналах «Ударниклар» и «Октябрь баласы», где подружился с Мусой Джалилем; в крупных русскоязычных журналах «Прожектор», «Смена», «Пионер» и др., где его иллюстрации и карикатуры печатались рядом с рисунками ведущих мастеров советской журнальной графики. В 1930-е годы Д.Красильников начал заниматься плакатом, станковым рисунком и живописью, представляя свои работы на крупнейших выставках советского искусства, в том числе и за рубежом.
Великая Отечественная война стала переломным этапом в жизни и творчестве художника. Он отказался от брони и ушел на фронт, а после ранения был направлен для работы в редакцию партизанской белорусской газеты «Раздавим фашистскую гадину!», на страницах которой его рисунки, обличающие зверства фашистов, призывающие к стойкости и преданности, вносили свою лепту в борьбу с врагом. После окончания войны художник был оставлен в Минске для работы в новом сатирическом журнале «Вожык». Возглавляя художественную редакцию журнала, он внес огромный вклад в развитие белорусской сатирической графики. Так юноша из отдаленной татарской деревни стал одним из ведущих художников-графиков не только Казани, но и Москвы и Минска, внеся неоценимый вклад в развитие национального изобразительного искусства двух республик.
Выставка в Национальной художественной галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ – это первая персональная выставка Дмитрия Красильникова, которая представляет его и как графика, и как живописца, и позволяет по достоинству оценить все грани его незаурядного таланта.
С наследием Д.Н.Красильникова можно будет ознакомиться до 16 декабря 2018 г. включительно.