Международная научно-практическая конференция, идейным содержанием которой является концепция великого психолога Льва Выготского, в Казанском университете проводилась в третий раз.
По словам председателя оргкомитета конференции, завкафедрой педагогической психологии, профессора ИПО КФУ Ларисы Баяновой, название «Школа Л.С.Выготского» имеет несколько коннотаций.
«Прежде всего, конференция с таким названием задумана как научно-практический проект, реализуемый в связи с именами продолжателей Выготского. Это не случайно, поскольку в Казани родился один из учеников Выготского, видный нейропсихолог Александр Лурия, которого его учитель называл «первым среди равных». В предыдущие годы наши конференции были посвящены психологам Л.И.Божович и Д.Б.Эльконину, нынешняя конференция посвящена юбилею А.Н.Леонтьева. Второе значение названия «Школа Л.С.Выготского» заключается в том, что конференция студентов, аспирантов и молодых ученых задумана как мероприятие, несущее образовательный эффект для участников, чьи научные интересы сопряжены с идеями Выготского».
Подводя итоги завершившейся научно-практической конференции, организаторы отметили возросший интерес к реальному воплощению идей Выготского в практике образования и развитию интереса к культурно-исторической психологии.
Яркий пример этому – количество участников конференции. В этом году почти 200 человек из разных городов России, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Екатеринбурга, Ижевска, Йошкар-Олы, Якутска, Хельсинки и, конечно же, Казани стали ее участниками.
В работе научно-практической конференции и круглых столов принимали участие не только студенты, аспиранты и молодые ученые из дальнего и ближнего зарубежья, но и ведущие ученые российских и зарубежных университетов.
По словам Ларисы Фаритовны, научные конференции, подобные завершившейся, интересны не только разворачивающимися на самом мероприятии дискуссиями и общением единомышленников, но и резонансным послесловием.
«Конференция «Школа Л.С.Выготского» обозначила несколько векторов развития. Так, наметились конкретные проекты взаимодействия с университетом Хельсинки. Во время секционных заседаний на гостей и участников конференции произвели впечатления выступления магистрантов кафедры педагогической психологии в части статистической обработки данных. В результате, ключевой спикер конференции, профессор Хельсинского университета Елена Протасова предложила ученым кафедры педагогической психологии ИПО КФУ, специализирующимся на психологии раннего возраста, подготовить статьи в коллективную монографию издательства «Шпрингер» совместно с европейскими коллегами. А доцент Евгения Шишова приглашена для чтения курса по математической обработке данных в исследованиях по лингвистике у студентов Хельсинского университета.
Еще один ключевой спикер конференции, ведущий научный сотрудник Института системных проектов МГПУ Ольга Шиян указала на то, что есть необходимость адаптации существующих европейских оценочных шкал к условиям развития российских детей. Она напомнила, что готовится проект по созданию российских шкал оценки образовательной среды раннего детства. В связи с этим уместно стало приглашение к участию в данном крупном федеральном проекте ученым КФУ, чьи научные интересы связаны с педагогической психологией и психологией развития.
Научные деятели в области психологии, педагогики, культуры и искусства, исследуя проблематику, над которой работал Л.С. Выготский, стремятся приблизиться к оригинальному смыслу его идей в самых разных плоскостях и направлениях, развивая его методологию и научные подходы. Поэтому все участники конференции отметили исключительно большую роль Казанского университета в сохранении традиций и продвижения идей научной школы Л.С. Выготского в России.