Дистанционные образовательные технологии активно используются всеми институтами КФУ, и у каждого из них существует собственный взгляд на то, как образовательные программы могут повысить эффективность учебного процесса и продуктивность научно-исследовательской работы. Сегодня, 23 января, представители Института управления, экономики и финансов обозначили актуальность онлайн-курсов и электронных ресурсов в экономической среде и в сфере менеджмента. Так, стало известно, что студенты Казанского университета получат новую онлайн-площадку - ректор КФУ Ильшат Рафкатович Гафуров настоятельно порекомендовал участникам семинара задействовать на территории Института управления, экономики и финансов оборудованные аудитории, где все желающие смогут учиться в онлайн-режиме.
«Системы электронного обучения в Казанском федеральном университете развиваются благодаря совместной слаженной работе всего коллектива КФУ: профессорского-преподавательского состава, сотрудников Департамента образования, Департамента информатизации и связи и других подразделений вуза. Также к процессу создания новых аудиторий – обеспечение качественной работы необходимых серверов и другого оборудования - будет привлечён Институт вычислительной математики и информационных технологий»,- отметил ректор КФУ.
В последние годы качественная реализация дистанционного образования является актуальным вопросом для всей сферы, но новые технологии и исследовательские проекты ученых Казанского университета позволяют оптимистично смотреть на перспективы онлайн-платформ.
«Электронное обучение – одна из ведущих современных мировых тенденций развития образования. Применение в обучении дистанционных технологий уже широко развито за рубежом. Очевидно, что это будет и дальше привлекать к себе новых сторонников, ведь распространение цифровых образовательных технологий в России происходит довольно стремительно. На сегодняшний день крупнейшие российские вузы уже вовлечены в этот процесс», - отметила заместитель директора по образовательной деятельности ИУЭиФ КФУ Светлана Николаевна Котенкова.
Причины, по которым Казанский федеральный университет уделяет внимание цифровым образовательным технологиям, очевидны, но, с другой стороны, вызывают оживленную дискуссию. Ограничений на допуск к получению знаний в дистанционном формате в университете нет. Однако онлайн-обучение без живого диалога с научным наставником вызывают вопросы к качеству образования. Насколько велик такой риск, и как более эффективно развить цифровое образование? Ответы на эти вопросы предстоит дать специалистам нового Центра ответственности по вопросам развития цифрового образования. Данный центр планируется открыть в Казанском университете в ближайшее время.
«При дистанционном обучении личный контакт учащихся с преподавателями минимален, а то и вовсе отсутствует. К сожалению, не все можно изучить дистанционно. В некоторых случаях нельзя обойтись без практических занятий под руководством опытного наставника. Новому Центру ответственности предстоит выяснить, как можно повлиять на данную ситуацию» - обратил внимание слушателей на проблему заместитель директора по научной деятельности ИПиО КФУ.
Несмотря на то, что онлайн-обучение подразумевает дистанционное обучение, обратная связь с научным наставником всё же необходима. Новый Центр ответственности будет акцентировать внимание на таких сферах как психометрика и проведёт научные исследования. Такая работа необходима, чтобы понять, каким студентам потребуется особый подход к обучению, и с какими проблемами вероятно придется столкнуться, подчеркнул в своём выступлении Тимерхан Булатович Алишев.
Очевидно, что в условиях массового использования сети Интернет важнейшую роль играет качество онлайн-курсов и продвинутый механизм их сопровождения, превращающий видеолекцию в настоящий цифровой образовательный контент. Рассуждая на данную тему, проректор по образовательной деятельности Дмитрий Альбертович Таюрский порекомендовал специалистам из сферы IT проработать и дополнить онлайн-курсы современной графикой, оригинальным механизмом её восприятия. Всё это позволит лучше усвоить изучаемый материал, обеспечить студентов высоким уровнем качества подготовки и, как следствие, профессиональной востребованностью выпускников Казанского федерального университета. Закончившим онлайн-обучение студентам будут выданы сертификаты, подтверждающие завершение обучения по тематике курса.
Стоит отметить, что большим и успешным шагом в развитии дистанционного экономического образования является сотрудничество Казанского федерального университета с Лондонской школой экономики. Уже с этого года студенты Казанского университета имеют реальную возможность пройти дистанционное обучение у профессоров престижного английского вуза. Напомним, договор о сотрудничестве стал результатом долгой и кропотливой работы сотрудников и руководства КФУ во главе с ректором Ильшатом Рафкатовичем Гафуровым, директором Института управления, экономики и финансов КФУ Наилей Гумеровной Багаутдиновой и кураторами международных образовательных программ ИУЭиФ КФУ.
Сохраняя верность традициям, КФУ идёт в ногу со временем - не только отвечая на вызовы мировых тенденций науки, но и внося свой весомый вклад в развитие прогрессивных форм и методов обучения. В их числе - дистанционные образовательные технологии, применяемые как в очной, так и в любых других формах обучения.