Вышла из печати совместная монография Валентины Фурсовой (доцент ИСФНиМК КФУ) и Ха Хоанг Ван (преподаватель Данангского педагогического университета, г.Дананг, Вьетнам) "Доступность высшего образования в российском и вьетнамском обществах: сравнительный анализ".
В монографии на основе теоретических парадигм социологии образования и системы авторских критериев дается сравнительный анализ доступности высшего образования в России и Вьетнаме.
При изучении проблемы доступности высшего образования использован комплекс методов, в частности историко-логический и сравнительный, а также сочетание количественных и качественных методов прикладной социологии (анкетный опрос и неформализованные интервью): анкетный опрос 1000 вьетнамских и 1000 российских студентов-бакалавров (Казанский федеральный университет и Данангский государственный университет, 2016 г.); данные Федеральной службы государственной статистики России и государственной статистики Вьетнама за 2010-2016 гг.; нормативно-правовые документы о высшем образовании России и Вьетнама за 2007-2016 гг.; статистические данные Всемирного банка о высшем образовании России и Вьетнама за 2013-2016 гг.; статистические данные ФОМ за 2016 г.; вторичный анализ результатов эмпирических исследований, проведенных российскими и вьетнамскими социологами за 2010-2016 гг.
На основе теоретического и эмпирического анализа установлено, что существуют сходства и различия в доступности высшего образования в России и Вьетнаме. Для регулирования проблемы доступности в рамках российской и вьетнамской систем высшего образования необходимо применять аналогичные способы для преодоления однотипных барьеров на пути к получению образовательных услуг населением разных стран. Элементы таких технологий и методов применяются сегодня государственными и образовательными институтами Вьетнама и России, что позволяет достаточно высоко оценить перспективы развития сферы доступности высшего образования.
Перспективными направлениями будущих исследований доступности высшего образования могут быть:
– исследование роли доступности высшего образования для представителей низшего класса;
– исследование доступности высшего образования в условиях современной коммерциализации образования;
– международное сравнительное исследование доступности высшего образования в странах Европейского и Азиатского регионов;
– доступность высшего образования и ее факторы для социально уязвимых групп (людей с ограниченными возможностями, детей-сирот, мигрантов и т.д.).