21 мая в Институте филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета состоялось методическое совещание, посвященное вопросам подготовки на базе Института педагогических кадров, готовых к осуществлению профессиональной деятельности в условиях полилингвальной образовательной среды.
Главным гостем совещания стал директор МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №165» Айдар Шамсутдинов – идейный вдохновитель и организатор проекта «Адымнар – путь к знаниям и согласию», направленного посредством углубленного изучения языков на реализацию принципа этнокультурности, подразумевающей воспитание уважения к различным культурным традициям и построения толерантных отношений.
Новый проект реализуется под патронажем первого Президента Татарстана Минтимера Шаймиева и предполагает создание школ принципиально новой формации, структура которых объединит все уровни общего образования, включая дошкольную ступень. Принципиальным отличием образовательного процесса в школах нового типа должно быть активное использование трех языков: русского, татарского и английского. Запланировано создание шести полилингвальных комплекса в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске и Елабуге. В настоящее время уже завершены работы по реконструкции здания в соответствии с задачами инновационного проекта в школе № 165 г.Казани, которая является первым комплексом подобного рода.
В ходе встречи Айдар Шамсутдинов изложил основные принципы реорганизации традиционной школьной системы, в частности это стремление к лаконичным формам изложения материала, позволяющим выйти за рамки объяснительно-иллюстративного типа обучения путем внедрения методов, активизирующих взаимодействие всех участников образовательного процесса; расширение видов и задач внеурочной деятельности, обеспечивающей знакомство с региональной спецификой в формах проектной деятельности, мастер-классов, экскурсий; укрепление структуры, осуществляющей тьюторское сопровождение обучающихся.
Директор инновационной школы поделился опытом организации полилингвальной образовательной деятельности, отметив, что решающее значение в методике изучения иностранного языка им придается чтению художественных текстов. Внедрение в школе разнообразных форм ежедневного чтения как для учащихся, например в течение часа до начала занятий по расписанию, так и для их родителей во второй половине дня в специально оборудованных помещениях, при условии использования текстов, соответствующих интересам и уровню владения языком, способствует формированию базового лексического запаса, служащего фундаментом для овладения всеми остальными языковыми навыками, такими как аудирование, письменная или устная речь. Большую значимость Айдар Шамсутдинов при этом придает созданию открытого образовательного пространства, в котором как дети, так и их родители могут принимать активное участие в деятельности школы и высказывать собственное мнение по любому вопросу.
Философская концепция школы, поддерживающая принцип сохранения национальной идентичности представителей любых народов как важное направление государственной политики, послужила основой для разработки нового содержания обучения, где центральная позиция отводится комплексному изучению художественной культуры представителей различных национальностей, проживающих на территории Татарстана, посредством интеграции дисциплин гуманитарного блока, включая музыку, литературу, театр, изобразительное искусство.
Айдар Шамсутдинов подробно рассказал о методах поддержания атмосферы увлеченности и стремления к самообразованию среди учащихся. Достижению этой цели способствует особая организация образовательного пространства, включающая нестандартное проектирование учебной среды, представляющей собой модельные классы и широкий набор разнообразной школьной инфраструктуры. Особого внимания заслуживают авторские дизайнерские решения, демонстрирующие творческое вдохновение и настоящую преданность школьному делу, например, центральный лестничный пролет, оформленный в стиле языковой энциклопедии и состоящий из высказываний выдающихся поэтов и писателей о значимости языка, размещенных на ступеньках. Кроме того, применяются методы стимулирования и поощрения учебных инициатив, одним из примеров которого служит традиция проведения школьного конкурса «Полиглот», где учащиеся демонстрируют языковые навыки в творческой форме, что, безусловно, способствует укреплению их потребности и желания говорить на разных языках.
Принимая во внимание масштабность реализуемого проекта по созданию школы, культивирующей формирование новой личности, готовой к успешной адаптации в условиях полилингвальной среды, следует отметить значимость роли Института филологии и межкультурной коммуникации, назначенного решением руководства республики основной площадкой для подготовки педагогических кадров, обладающих соответствующей квалификацией для будущей профессиональной деятельности в учреждениях подобного типа. Разработка методологической базы и методического сопровождения учебного процесса высшего педагогического образования по всем предметным областям общеобразовательной школы сегодня может быть названа одним из перспективных стратегических направлений научной и методической работы института.