Базами для проведения исследования и формирования выборки респондентов выступили дошкольные образовательные организации Казани, где функционируют группы для дошкольников с РАС: детсады №63, №149, №165.
Диагностический инструментарий для раннего выявления у детей трудностей социализации и прогнозирования успешной интеграции в обществе разрабатывает команда исследователей Института психологии и образования КФУ.
--
По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно число детей с аутизмом увеличивается на 13%. В России на данный момент достоверной статистики о количестве детей и взрослых с расстройствами аутистического спектра нет, однако согласно теоретическим данным о «выключенных» из системы полноценного образования детях с РАС – цифра превышает полтора миллиона. По прогнозам ученых, в 2020 году расстройством будет страдать каждый 30-й житель планеты.
--
Сотрудники Института психологии и образования КФУ проводят оценку качества деятельности организаций, занимающихся образованием детей с расстройством аутистического спектра: условий развития социально-адаптационного потенциала и трудностей процесса социализации дошкольников с расстройством аутистического спектра, их особенностей психофизического развития.
Специалистами КФУ уже ведется работа по созданию единой ресурсной базы современных технологий и методов диагностики и коррекции, модели комплексного сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в условиях консорциума образовательной и научной организаций.
Применяться созданная и апробированная модель обучения и социализации дошкольников с расстройством аутистического спектра будет и в детском саду КФУ. Она станет одним из центров, который будет генерировать лучшие в стране практики по работе с дошкольниками, у которых обнаружено расстройство аутического спектра. Детский сад рассчитан на 75 нормотипических детей и на 20 детей с расстройством аутистического спектра РАС. Именно здесь педагоги, психологи и медики будут заниматься социализацией детей и развитием их речи.
Магистранты кафедры дефектологии и клинической психологии КФУ уже сейчас работают тьюторами детей с аутизмом в пяти казанских школах с инклюзивным образованием.
Известно, что результаты, полученными исследователями КФУ, стали одной из тем обсуждения в рамках одного из важнейших событий педагогического образования этого года - международного форума «Развитие профессиональных компетенций учителя: основные проблемы и ценности».
Мероприятие стартовало 29 мая в Казани и приняло в стенах КФУ исследователей 215 университетов из США, Швеции, Германии, Канады, Китая, Израиля, России, Уганды и других стран, чтобы обсудить актуальные проблемы школьного образования и подготовки учителей. Подробнее о форуме.