Директор Института психологии и образования КФУ Айдар Калимуллин ответил на вопросы, волнующие абитуриентов, поступающих на обучение по направлению "Педагогическое образование".
- Расскажите, пожалуйста, какую динамику за последние пять лет показывает набор в педагогические вузы? Какой прогноз вы можете дать на этот год?
- В последние годы бюджетный набор в педагогические вузы растет. Это радует, однако этого еще недостаточно, так как в условиях растущего дефицита данные цифры не могут устранить нехватку учителей в школах. Необходимо вернуться к практике распределения студентов, обучающихся на бюджетной основе, так как иначе в перспективе мы можем остаться без учителей по ряду школьных предметов.
Напомним, в прошлом году около 900 человек поступили на первый курс в Институт психологии и образования. В 2019 году в Институт психологии и образования на очное отделение по программам бакалавриата и специалитета выделено 219 бюджетных мест (для сравнения, в прошлом году их было 187). Всего по КФУ более тысячи бюджетных мест на педагогическое направление. Кстати, студенты-педагоги составляют 16% от всего студенчества нашего вуза. Сегодня в рамках педагогического направления в КФУ обучаются 9 000 человек, ежегодно из стен вуза выпускаются 2 000 человек, из них порядка 500 человек – по программе с татарским языком обучения.
Что касается прогноза на этот год, то цифры бюджетного приема немного выросли, но традиционно наш вуз ориентируется на коммерческий прием. Последние годы примерно половина студентов поступают на платную форму обучения.
- По вашему мнению, абитуриенты, поступающие в педагогический вуз, выбирают это направление осмысленно или по остаточному принципу, потому что "поступить надо, а больше некуда"?
- Эта ситуация была характерна для педагогического образования последние 10 лет, когда в педагогические вузы приходили далеко не лучшие выпускники школы. Существовала так называемая «проблема двойного отсева», когда на этапе поступления приходили слабые, то есть те, кто не имел нужных показателей ЕГЭ для прохождения в более престижные, популярные вузы, на востребованные специальности, и это был первый этап отбора. А второй отсев, когда лучшие выпускники педвузов в школу не шли. К счастью, в КФУ ситуация изменилась за последние 2-3 года. Ряд абитуриентов выбирают педагогическую профессию сознательно. Профессия педагога становится все более и более востребованной. И тому есть разумное объяснение.
Во-первых, не бывает безработных учителей, они практически повсеместно востребованы. Во-вторых, мы наблюдаем повышение зарплаты школьных учителей, а значит, и престижа профессии учителя.
- Какой средний балл по ЕГЭ имеют поступающие в педагогические вузы абитуриенты?
- Мы имеем высокий конкурс, причем не только на бакалаврские, но и на магистерские программы. Средний показатель ЕГЭ абитуриентов, претендующих на обучение в КФУ по педагогическому профилю, превышает 78 баллов и ежегодно растет. Конкурс по направлению «Начальное образование и иностранный (английский) язык» составляет 19 человек на место.
В ситуации, когда педагогов в России готовят 48 профильных педагогических университетов, а всего в стране педагогическим образованием занимаются более 250 университетов, КФУ всегда входит в пятерку лучших вузов страны по качеству приема на психолого-педагогическое направление.
- Следите ли вы за судьбой своих выпускников, какой процент из них идет работать в школы, в частности в сельские?
- В нашем вузе выстроена система сопровождения и отслеживания наших выпускников. По итогам мониторинга, около 87% выпускников с дипломом педагога успешно трудоустраиваются. Правда, в основном в городские школы. Проблема с сельскими школами, думаю, может быть решена через целевой набор, который инициирован региональным министерством образования и науки.
- Какую роль в этом смысле играет целевой набор, нет ли планов по увеличению квот в этом направлении, с тем, чтобы привлечь большее количество специалистов?
- Цифры по целевому набору устанавливаются федеральным министерством. И планов по увеличению быть не может. Но в республике реализуется особая программа, когда правительство нашей республики финансирует целевой набор по ряду педагогических профилей. В 2018 году 125 человек поступили в КФУ по целевому набору от республики («билингвальные учителя»).
- Как изменится характер подготовки преподавателей с учетом всех современных тенденций?
- Надо усилить предметную подготовку учителей в вузе. Это боль современной школы.
Ситуация с качественными и количественными показателями учителей в области математики, физики, химии и биологии достаточна критична.
В КФУ подготовка учителей ведется как по классической модели, так и по распределенной, когда педагоги обучаются в профильных институтах.
Это позволяет готовить учителей, которые на уровне ученых знают свою предметную область и, мы надеемся, способны максимально компетентно доносить эти комплексные знания до своих учеников.
Следующий момент связан с цифровизацией образования. Это общемировая тенденция. Практически на западе нет дисциплин, которые не обеспечивались бы цифровыми образовательными ресурсами. Поэтому в этом году мы планируем перевести всем магистерские программы и частично программы бакалавриата на режим смешанного обучения, когда каждый курс будет сопровождаться и онлайн-ресурсами. Безусловно, это будет удобнее и качественнее для учебного процесса.
Еще один момент, может быть не самый хороший, но в современных условиях необходимый: это подготовка учителей широкого профиля для сельских школ. В реальности это уже происходит, когда учителя преподают по 3-4 предмета, но учителя к этому не готовы. Это надо принять и помочь им в этом.
И я бы отметил, что в условиях растущей нехватки учителей необходимо увеличивать бюджетный прием на заочное образование.