Ученые КФУ провели научную и педагогическую экспертизу интернет-сервиса "Яндекс.Учебник".
Сегодня «цифра» активно входит в систему образования. Казанский университет активно участвует в этих процессах: помимо уже существующих лаборатории проектирования цифровых образовательных сред и студии записи онлайн-курсов JALINGA STUDIO и планируемого к открытию научно-образовательного центра цифровых образовательных технологий EduTech КФУ выступает площадкой для экспертизы многих платформ, в числе которых, например, Smart University Корпоративного университета МТС и "Яндекс.Учебник".
Напомним, что Яндекс развивает образовательные проекты более 10 лет. В настоящее время на Яндексе широко внедряется и начинает активно использоваться учителями платформа электронных учебников для начальной школы "Яндекс.Учебник", поскольку это экономит время на подготовку к занятию, проверку домашних и контрольных работ, диагностику проблем. Учебники представлены для 2-4 классов.
Платформа доступна, легка в использовании и бесплатна. Учитель имеет возможность выбирать задания по своему усмотрению, а ученики могут их выполнять как в классе, так и дома.
"Яндекс.Учебник" появился в начале 2018/2019 учебного года. За это время им воспользовались около 600 тысяч школьников. Сервис работает в 37 тысячах классов в 79 регионах России. С 25 регионами организована системная работа. За 2019 год совместно с регионами-партнерами обучение новым навыкам прошли около 11 тысяч учителей.
В ближайшие три года компания планирует довести количество предметов, доступных в "Яндекс.Учебнике", до десяти. Список пополнят естественно-научные дисциплины, иностранные языки и информатика. Русским языком и математикой по "Яндекс.Учебнику" смогут заниматься школьники из всех классов, от первого до выпускного.
Разработчики заинтересованы в получении обратной связи - информация о качестве работы программы позволит улучшить ее. Экспертизу "Яндекс.Учебника" провела в Институте психологии и образования кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования ИПО КФУ Эльвира Сабирова.
"Яндекс.Учебник" разработан с учетом образовательных стандартов для начальной школы, — рассказала эксперт КФУ. — Сервис помогает учителю находить задания как для всего класса, так и для отдельных учеников, составлять проверочные и домашние работы, а также следить за успехами учащихся".
Задания рассчитаны на разный уровень подготовки, поэтому учитель сможет дать каждому ребенку задачу, которая подходит именно ему.
"Можно всем детям выдать разные домашние задания, потому что кому-то нужно дольше отрабатывать навык и доводить его до автоматизма, а другой ребенок способен решать олимпиадные задачи по этому предмету. И ему в качестве домашнего задания можно давать как раз усложненные олимпиадные задачи. Оба этих ребенка находятся в одном классе, проходят одну и ту же тему. При таком подходе и использовании интернет-сервиса не теряется общность детей, а прогресс у каждого может быть разный".
Проверять правильность выполнения педагогу не придется — за него это сделает программа.
"Сервис сам автоматически проверяет ответы, составляет отчет для преподавателя, что экономит его время, и дает мгновенную обратную связь между педагогом и учеником. Сервис также анализирует выполнение заданий и собирает статистику, которая помогает выявить сложные темы и вовремя заметить трудности школьников".
Эксперт уверена, что электронные задания дают возможность ребенку несколько раз ошибиться и при этом пережить минимальный стресс или совсем пройти задание без стресса:
"При работе с компьютером ребенок сразу видит, что ошибся. И при этом никто на него за ошибку не кричит, не ругает, не вырывает страницы и не ставит двойку. И у ребенка появляется еще одна попытка и мотивация что-то исправить или дополнить".
Когда ребенок ошибается, система не просто говорит ему: «Ошибка!» Она анализирует, почему она была допущена, и дает соответствующую подсказку. Например, ребенок решает пример 2+5 и вводит ответ «98» или «абвг». Система понимает, что ребенок ввел неправильный ответ, потому что отвлекся или невнимательно прочитал задание, и дает ему подсказку: «Соберись». Если же ответ отличается от правильного на единицу или две, система понимает, что ребенок обсчитался, и спрашивает: «Что будет, если разбить твой ответ на слагаемые?»
Учеными ИПО КФУ оценивались форма и содержание предлагаемых заданий, соответствие материалов Федеральному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) и соответствие системы заданий дидактическим принципам (систематичности, последовательности прочности, сознательности).
В результате экспертизы установлено, что содержание "Яндекс.Учебника" соответствует ФГОС НОО и указанным выше дидактическим принципам.
В КФУ отметили также разнообразие и метапредметность заданий в "Яндекс.Учебнике". По мнению экспертов, сервис развивает в детях навыки самооценки и самоконтроля, а также дает возможность учителю получить доступ к статистике по каждому ученику и быстро формировать индивидуальные наборы заданий.
"Представленный материал содержит интерактивные задания разных типов, объем и сложность которых варьируются в зависимости от конкретных учебных задач и планируемых результатов. Такое разнообразие содержания позволяет выстроить индивидуальную образовательную траекторию с учетом потребностей и способностей обучающихся, а также расширить спектр математической активности обучающихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности (в том числе при выполнении олимпиадных заданий", – говорится в заключении КФУ.
Среди положительных моментов эксперт также отметила: разнообразие содержания, соответствие возрасту и интересам учеников современной начальной школы, использование грамотной математической терминологии, корректность формулировок заданий и вопросов, универсальный характер представленных заданий. К тому же, по мнению эксперта, электронный сервис требует изменения и учителя:
"Изменения цифрового образования и верификация программ подтягивают за собой и квалификацию учителя, которая заключается сейчас в том, чтобы уметь грамотно сочетать все инструменты, которые есть у педагога. Не тратить время там, где можно его сэкономить, и не изобретать велосипед там, где он уже изобретен".
Таким образом, эксперт Института психологии и образования Казанского федерального университета рекомендовала сервис "Яндекс.Учебник" как дополнительный дидактический материал по предмету:
"Система образования, как и другие сферы жизни общества, постоянно трансформируется. Сегодня образование становится все более цифровым и с помощью различных электронных сервисов, в том числе сервисов «Яндекс», эффективность обучения в школах растет".
Как учителю, так и ученику важно найти тот сетевой ресурс, который будет способствовать более прочному усвоению учебного материала.