В Институте филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета проходит Всероссийская научно-практическая конференция «Литературоведение и эстетика в XXI веке («Татьянин день»).
Конференция «Татьянин день» – это продолжение традиций педагогической деятельности доцента Казанского государственного педагогического университета, кандидата философских наук Татьяны Геллер (1932-2003 гг.), воспитавшей целую плеяду педагогов, ученых-филологов Республики Татарстан.
На открытии мероприятия присутствовали: заместитель директора по научной деятельности ИФМК КФУ Искандер Ярмакеев, декан Высшей школы русской и зарубежной филологии им. Льва Толстого Резеда Мухаметшина, заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы Ольга Несмелова и другие.
Приветствуя участников конференции, Резеда Мухаметшина подчеркнула весомую значимость проводимой конференции «Татьянин день». Она отметила, что это мероприятие – дань уважения, показатель преемственности, ведь оно объединяет продолжателей дела Татьяны Александровны Геллер.
В течение трех дней будет организована работа семи секций: на четырех ученических секциях выступят с докладами 60 учеников, а также на специальных секциях студенты и магистранты, аспиранты и преподаватели расскажут о результатах своих научно-практических исследований, учителя школ обменяются опытом в преподавании гуманитарных дисциплин на методической секции.
Доцент кафедры русской и зарубежной литературы Антон Афанасьев рассказал об истории и перспективах изучения русской рок-поэзии, доклад доцента этой же кафедры Зульфии Зиннатуллиной был посвящен специфике феномена монстров в современном кинематографе (на примере творчества Гильермо Дель Торо).
Свой доклад З.Зиннатуллина начала с объяснения понятия «тератология» (наука, изучающая уродства).
«Сегодня зачастую отмечают амбивалентность монстров, которая проявляется в его онтологической сущности. Выделяются две формы: антропоморфные (Франкенштейн, гоблины, гоблины, феи, гномы, эльфы) и зооморфные. Востребованность антропоморфных и дальнейшая интерпретация выражается в огромном количестве киноремейков. Только Франкенштейну посвящено более 50 фильмов. Зооморфных образов еще больше, и они так же востребованы в современных культурных текстах, как литературных, так и прежде всего кинематографических – драконы, баньши, Годзилла, Чужой», - рассказала она.
В своем выступлении доцент КФУ приводит слова исследователя Питера Хатчингса, который отмечал, что монстры угрожают человеку не только физически, но и когнитивно, так как они бросают вызов основам мышления. Монстр – существо, которое переходит границы, совершает насильственные действия по отношению к людям и вторгается в их мир. Королем монстров среди режиссеров традиционно считается мексиканец Гильермо Дель Торо. Он является автором таких фильмов, как «Хэллбой» (2004), «Лабиринт фавна» (2006), «Форма воды» (2017) и другие. Также Гильермо Дель Торо реализует довольно распространенную в Голливуде практику публикации книг на основе собственных сценариев и фильмов. В своих фильмах Дель Торо не придерживается существующей модели вторжения монстров в мир человека, его монстры в большинстве своем не появляются извне, а создаются самим человеком.
2020 год в России объявлен Годом памяти и славы в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, в этой связи заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы, профессор Ольга Несмелова выступила на пленарном заседании конференции с докладом на тему «Война, фашизм, Холокост средствами нон-фикшн». Предваряя свое выступление, она отметила, что слово «память» имеет особое значение с точки зрения трагедии, связанной с Великой Отечественной войной, несмотря на удаленность истории. Она посетовала, что тема Второй мировой войны у современных писателей и литературоведов переходит в разряд исторический.
«Тема документа в литературе, синтеза художественно-документального – одно из направлений работ нашей кафедры. После Второй мировой войны в литературе произошел «документальный взрыв». Это было связано с тем, что в литературу хлынул поток свидетельств, были опубликованы заметки, записки узников концлагерей. Когда начался Нюрнбергский процесс, когда в качестве доказательств были обнародованы кадры кинохроники, человечество испытало шок, так как наглядно было продемонстрировано, что реальность преобладает над любым писательским вымыслом. «Документальный взрыв» породил концепцию смерти романа», - подчеркнула она.
Далее О.Несмелова рассказала об издательской судьбе «Черной книги».
Всего же заявки на участие в конференции подали более 200 человек. Доклады участников конференции будут оцениваться руководителями секций - профессорами и доцентами кафедр КФУ.