23 января во вводном зале Музея истории Свияжска открыта выставка «Путешествие на Восток. Иакинф Бичурин и изучение Китая», организованная музеем-заповедником «Остров-град Свияжск» совместно с отделом рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И.Лобачевского Казанского федерального университета.
Никита Яковлевич Бичурин, в монашестве отец Иакинф (1777–1853), – знаменитый ученый, заложивший основы синологии (китаеведения) в России, жизнь которого в детстве и юношестве была связана со Свияжском и Казанью.
Иакинф Бичурин являлся выдающимся востоковедом, научные интересы которого простирались на Китай, Маньчжурию, Монголию, Тибет, Восточный Туркестан и Среднюю Азию. Широтой исследований о. Иакинф значительно превосходил многих своих современников, как в России, так и за рубежом, однако Китай был для него главным объектом. Своей творческой деятельностью он внес в изучение стран Востока огромный вклад: это около ста крупных исследований, статей, переводов китайских исторических, географических и философских произведений. Основное внимание он уделял истории, географии, экономике и статистике Китая. Имя Бичурина приобрело известность еще при жизни ученого, его научный авторитет признан во всем мире.
Родился Никита Бичурин в семье диакона Якова Данилова в селе Акулево, ныне д.Типнеры, в Чебоксарском уезде Казанской губернии. По линии отца он имел чувашские корни. Фамилию "Бичурин" получил по названию села, в которое был назначен священником его отец в 1779 году.
Свое образование будущий ученый начал в Свияжске в 1786 году, где учился в школе при свияжском Успенском монастыре (по биографии Бичурина – в школе нотного пения). Затем юный Никита был переведен в Казанскую духовную семинарию согласно предписанию казанского архиепископа Амвросия (Подобедова) об обязательном обучении детей священнослужителей.
Бичурин начал изучение Китая, когда стал главой девятой Духовной миссии в Пекине в 1808 г. Иакинф становится первым русским исследователем, который изучает историю народов Центральной Азии и Дальнего Востока на основе восточных источников. За время пребывания в Китае Бичурин составил первый русско-китайский словарь, приступил к переводам китайских текстов, в том числе «Четверокнижия» Чжу Си (основного каноничного текста по конфуцианству). Им была собрана большая библиотека, общий вес книг которой составлял около 400 пудов.
В 1828 году Иакинф был избран членом-корреспондентом Академии наук по разряду литературы и древностей Востока. В 1831 году Бичурин, благодаря переводам основных его книг и статей на французский язык, стал почётным иностранным членом Парижского Азиатского общества.
В течение 25 лет им были сделаны многочисленные переводы китайских текстов, созданы подробные карты Китая, написаны монографии по политике, экономике, нравах и истории стран Востока.
Иакинф Бичурин являлся первым европейским ученым, осознавшим значение китайской гуманитарной науки и признавшим ее равную ценность с западной наукой.
На выставке демонстрируются избранные труды из обширного наследия, которое оставил Иакинф Бичурин: перевод «Сан-цзы-цзинь» – вводного учебного пособия в конфуцианство (один из экземпляров этого издания Бичурин подарил А.С. Пушкину); труды по истории – «История Тибета и Хухунора», «История первых четырех ханов из дома Чингисова»; книги по социальному и политическому устройства Китая – «Китай в гражданском и нравственном состоянии», «Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение» и «Статистическое описание Китайской империи». Особую ценность представляет издание «Хань-вынь ци-мын: Китайская грамматика» с автографом Иакинфа Бичурина – его дарственной надписью: «Архимандриту Даниилу. Иакинф».
Большая часть экспонатов предоставлена Научной библиотекой им. Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета.