На правах председателя Совета Ассоциации ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов предоставил слово ректору МИФИ, соруководителю рабочей группы Ассоциации «ФГОС 4.0» Михаилу Стриханову. Он рассказал присутствующим об основных принципах формирования ФГОС 4.0.
По словам Стриханова, ФГОС по узким предметным областям не позволяют разрабатывать и реализовать инновационные образовательные программы, имеющие междисциплинарный характер. «Необходимо отказаться от фокусировки ФГОС на узкой профессиональной области и расширить возможности университетов в создании уникальных, в том числе междисциплинарных программ, чтобы повысить их конкурентоспособность на внешнем и внутреннем образовательных рынках», - отметил ректор МИФИ. Также он подчеркнул, что стандарт должен содержать универсальные профессиональные компетенции, единые для уровня подготовки, и профессиональное ядро – общее для данной области и УГНС (укрупненная группа направлений подготовки и специальностей). Не стоит забывать и о современных технологиях образования, которые также должны быть учтены в ФОГС. Помимо прочего, Михаил Стриханов озвучил мнение профессионального сообщества в части того, что требования соответствия профессиональным стандартам не должны быть обязательными и жесткими для всех областей образования, а также нужно отказаться от оценки качества образования, основанной только на установлении соответствия ООП ФГОС.
«Должна быть усилена роль независимой оценки качества образовательных услуг, в том числе профессионально-общественной и международной аккредитации, а также других форм оценки, включая рейтинги», - заключил Стриханов.
ФГОС 4.0. позволит изменить сроки реализации программы: бакалавриат - 4 года, специалитет – 5, 5 лет. Корректировка срока обучения возможна в пределах 1 года в зависимости от целей и типа программы (академическая, прикладная и т.д.). Это касается и сроков магистратуры.
В этой связи Михаил Стриханов предложил создать рабочую группу из представителей Минобрнауки России и Ассоциации «Глобальные университеты» для проработки, в частности, следующих вопросов:
- разработка макетов ФГОС ВО на УГНС или области образования (на основе решений Координационных советов по соответствующим областям образования);
- закрепление за ФУМО и университетами, имеющими право на самостоятельные образовательные стандарты, права формирования и обновления профессиональных компетенций по направлениям (Major);
- расширение прав вузов, имеющих право на самостоятельные образовательные стандарты: прием на первый курс на УГНС, перераспределение КЦП между УГНС, изменение объема и (или) срока обучения в пределах 1 года, введение новых направлений подготовки, отсутствующих в Перечне и т.д.;
- совершенствование системы независимой оценки качества образования (обязательная базовая государственная аккредитация и добровольная общественно-профессиональная аккредитация);
- оптимизация перечней направлений подготовки (специальностей) высшего образования.
Также были заслушаны предложения по изменению ФГОС 4 для разных областей образования и озвучены преимущества новых стандартов по данным направлениям.