Накануне старта VI Международного форума по педагогическому образованию vIFTE, который в этом году Казанский федеральный университет проводит в новом виртуальном формате, в адрес руководства вуза поступили письма-благодарности от приглашенных участников за возможность пообщаться с коллегами из других стран в условиях пандемии короновируса.
Ученые из университетов Великобритании, Германии, США в письмах руководству КФУ не только выражают свою признательность за возможность обсудить и способствовать продвижению результатов исследований ведущих российских и зарубежных ученых в области педагогического образования в дистанционном формате, но и дают оценку преобразований в области подготовки учителей, которые руководство вуза осуществляло в университете в течение 10 лет.
Так, профессор Conation Technologies Limited (Великобритания) Ник Рашби, сотрудничающий с КФУ с 2015 года, отмечает, что в области психолого-педагогического образования КФУ – несомненный лидер: проводимые здесь исследования высоко ценятся во всем мире. Эти слова подтверждает факт попадания в 2020 году КФУ в первую сотню лучших университетов в предметной области «образование» международного рейтинга Times Higher Education – это лучший показатель не только в России, но и в странах Восточной Европы и СНГ.
По оценкам российских и зарубежных экспертов университетская система педагогического образования КФУ представляет собой успешный локальный пример модернизации этой сферы.
По программам педагогического образования в университете обучаются почти 10 тысяч студентов, что составляет 18% всех студентов КФУ. Ежегодно из стен вуза выпускаются 2 000 человек, из них порядка 500 человек – по программе с татарским языком обучения. Кроме того, более 10 тысяч практикующих учителей ежегодно проходят через программы повышения квалификации, что способствует созданию реальной системы непрерывного педагогического образования.
В ситуации, когда педагогов в России готовят 48 профильных педагогических университетов, а всего в стране педагогическим образованием занимаются более 250 университетов, КФУ является крупнейшим центром в России и находится в тройке лучших - вместе с МГУ и Высшей школой экономики.
Профессор Института образования Технического университета Дрездена Аксель Герман отмечает, что реализуемая в КФУ стратегия «Учитель XXI века» уникальна:
«Изменяется сразу и подготовка учителей, и другие аспекты образования, и сама система образования. В Германии пока такое невозможно, поскольку у нас немного другие принципы организации образования, но мы сейчас как раз и ищем возможности для изменения нашей системы в Дрездене».
Напомним, что в рамках подписанного в 2016 году Меморандума о взаимопонимании между Казанским федеральным университетом (в лице Института психологии и образования) и Центром образования учителей и исследований в области школьного и профессионального образования Института образования Технического университета Дрездена в 2019 году запущена новая программа по направлению “педагогическое образование”: магистерская программа «Компаративные исследования в области образования (российско-германские исследования)» предполагает обучение в инновационной образовательной среде с учетом передовых отечественных и зарубежных технологий. В процессе обучения магистранты проводят совместные педагогические эксперименты в России и Германии.
Профессор Рочестерского университа (University of Rochester, США) Мартин Линч уже не первый год участвует в прикладных исследованиях, проводимых в нашем университете, и у него сложилось свое мнение о студентах Института психологии и образования.
«О студентах КФУ могу сказать, что они невероятно эрудированы, отличаются большим интересом к преподаваемым дисциплинам, прекрасно усваивают материал. Ваши преподаватели – профессионалы экстра-класса, лучшие, с кем мне приходилось иметь дело. Особенно меня восхищает то, что они всегда в курсе всех новостей мировой педагогической науки, поэтому их кругозор почти необъятен. Вообще я очень рад, что мне довелось работать в Казанском университете - одном из старейших вузов России, богатом научными достижениями и славным традициями преподавания».
Подтверждает это мнение зарубежного эксперта статистика: КФУ предоставляет возможность получить педагогическое образование по 88 программам бакалавриата, 44 программам магистратуры, 3 программам аспирантуры, 1 программе докторантуры, 109 программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Международное продвижение КФУ в предметной области «образование» сказалось на повышении конкурентоспособности программ по подготовке учителей. По итогам приемной кампании 2019 года направление обучения «педагогическое образование» стало более востребованным у абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ.
По итогам приема 2019 года на первый курс на направления педагогического образования зачислено 2150 человек, в том числе 740 – в Институт психологии и образования. Средний балл зачисленных (общий конкурс с льготниками и целевиками) на «педобразование» составил 76,62 балла. Самые высокие средние баллы ЕГЭ зарегистрированы у абитуриентов, зачисленных по направлению «педобразование» на бюджетные места бакалавриата и специалитета очной формы обучения, - 82 балла.
КФУ всегда входит в пятерку лучших вузов страны по качеству приема на психолого-педагогическое направление. По итогам мониторинга около 87% выпускников с дипломом педагога успешно трудоустраиваются.
«Педобразование» в КФУ стало направлением, где конкурс превышает средние показатели по вузу в несколько раз. Так, например, конкурс на «педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» в Институте филологии и межкультурной коммуникации составил 44,47 человека на место (667 заявлений при 15 бюджетных местах).
Резюмирует вышесказанное преподаватель колледжа общественных наук и права Университета Дублина Конор Гэлвин. Он не раз бывал в КФУ и поделился своими наблюдениями:
«Подобного рода опыт, который получил Казанский федеральный университет после присоединения институтов, испытывают немногие вузы мира! Педагогическое образование, подготовка учителя очень важны, но особенно важно, насколько образование связано с теми проблемами, которые есть в школе, готовит учителей к тому, чтобы преодолевать эти проблемы. Я считаю, что Казанский университет становится центром превосходства в России в области педагогического образования».