Центральной темой обсуждения круглого стола в рамках vIFTE-2020 стал цифровой мир. Такой выбор неслучаен, ведь КФУ - один из ведущих образовательных центров концентрации усилий ученых, исследователей и практиков в направлении цифровизации высшего образования.
Основные спикеры круглого стола: академик РАО, заведующая научной лабораторией специального и инклюзивного образования ЛГУ им. А.С.Пушкина Ольга Кукушкина и ведущий научный сотрудник лаборатории специального и инклюзивного образования ЛГУ им. А.С.Пушкина Елена Гончарова. Они вместе с более чем 600 участниками (182 из которых – англоговорящие) структурировали знания по использованию цифровых технологий в образовании.
"Цель организации и проведения круглого стола заключается в актуализации вопросов использования преимуществ цифровых технологий для формирования готовности будущего дефектолога применять теоретические знания в практике работы с ребенком с ОВЗ и его семьей", - уточнила завкафедрой психологии и педагогики специального образования Института психологии и образования КФУ Анна Ахметзянова.
Актуальность темы круглого стола обусловлена изменениями в области применения цифровых технологий в образовательном процессе, которые в ближайшем десятилетии станут доминантами развития образования.
"В сфере дефектологии каждая минута на счету, ведь помощь нужна здесь и сейчас конкретному человеку, конкретным людям, чья жизнь проходит в условиях особых потребностей. Если сфера высоких технологий адаптивна и профессиональна, конкурентоспособна и востребована, то результаты ее развития мы видим и, самое главное, больше всего ждем в сфере оказания поддержки в условиях ограниченных возможностей здоровья. И наши ожидания оправдываются. Например, в медико-социальной сфере мы можем наблюдать развитие эрготерапии и создание экзоскелетов, в системе образования - появление программ по обучению цифровым компетенциям, неоспоримо значимым для современного мира. Все это - наглядное отражение запросов и потребностей современного общества", - пояснила модератор круглого стола, доцент кафедры психологии и педагогики специального образования Института психологии и образования КФУ Инна Кротова.
В рамках круглого стола были рассмотрены вопросы роли цифровых технологий в трансформации новых методов и форм подготовки будущих дефектологов. Был показан переход к ориентированной на результат или компетентностно-ориентированной персонализированной организации образовательного процесса по подготовке будущих дефектологов, что позволит на новом уровне решать проблемы повышения качества обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Участники детально ознакомились с прорывным методом «3П-реабилитация», дающим шанс детям с полным отсутствием слуха «услышать» мир, учитывая все особенности кохлеарной имплантации.
"Итогом обсуждения в рамках центральной темы глобальной цифровизации стал вывод о том, что цифровой специалист, специалист-дефектолог - это интегративный системный феномен, который должен одновременно обладать готовностью к профессиональной деятельности в условиях отсутствия четких алгоритмов, владеть спецификой новейших технологий и понимать последствия их применения, а также выбирать наиболее эффективный путь коррекционно-педагогической траектории; иметь глубокую и устойчивую профессиональную установку - не бояться трудностей в новых условиях", - резюмировала Инна Кротова.
Напомним, мероприятия форума в прямом эфире транслирует студенческий телеканал КФУ UNIVER TV на своем сайте, а также на YouTube, во "ВКонтакте", на "Одноклассниках" и Twitch.