2 июня на форуме vIFTE, собравшем ведущих российских и мировых ученых в области педагогического образования, прошло заседание симпозиума «Современный дошкольник в цифровом образовательном пространстве: ресурсы и риски». Передовым опытом поделились ключевые докладчики мероприятия.
В рамках симпозиума обсуждались проблемы, связанные с развитием ребенка дошкольного возраста в условиях цифровизации образования, оценки ресурсов цифровой среды, возможных рисков нарушений развития.
"Актуальность тематики докладов связана с тенденцией форсирования детского развития в цифровом пространстве, в связи с чем акцент смещается на познавательное развитие, тогда как эмоциональному и физическому развитию детей уделяется значительно меньше внимания. К сожалению, взаимодействие педагога и ребенка в дошкольном учреждении ограничивается лишь формированием знаний и умений, не формируются регуляторные навыки, необходимые на последующих этапах социализации", - пояснила модератор симпозиума, доцент ИПО КФУ Алла Твардовская.
Об особенностях эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста поделился доктор психологических наук, доцент, член-корреспондент Российской академии образования Александр Веракса.
Он напомнил, что проведенные исследования в области психологии образования и педагогики не раз показали важность эмоционального развития детей для их дальнейшей академической успеваемости. Поэтому перед исследователями стояла задача: установить, в какой степени ежедневная продолжительность просмотра видеоконтента воздействует на успешность понимания и распознавания эмоций детьми.
По словам ученого МГУ, в исследовании приняли участие 245 детей в возрасте 5-6 лет и их родители.
"Результаты исследования свидетельствуют о значимых негативных последствиях длительного ежедневного просмотра видеоконтента для эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. Выявленные последствия выражаются в трудности понимания, объяснения, прогнозирования эмоций, а также в более высоком уровне общей тревожности", - подчеркнул психолог.
Ученый резюмировал, что продолжительность просмотра видеоконтента должна ограничиваться одним часом в день.
Доцент КФУ Алла Твардовская в своем докладе подняла вопросы особенности регуляторных функций современных дошкольников.
Среди ключевых линий психического развития, формирующихся в этот период и имеющих важное значение на последующих возрастных этапах, важную роль играют регуляторные функции. Важно понимать, как в условиях современных цифровых трансформаций меняется состояние детей. Эксперт представила участникам симпозиума результаты проведенного учеными Института психологии и образования исследования регуляторных функций у детей дошкольного возраста (5-6 лет).
Как отметила Алла Твардовская, результаты исследования могут быть применимы для программ по развитию саморегуляции в детских садах, как одно из условий академической успеваемости в школе, социальной компетентности.
Выступление профессора, руководителя Научно-образовательного центра педагогических исследований Института психологии и образования Казанского университета Валерьяна Габдулхакова, несмотря на узкопрофессиональную тему выступления («Антропология подготовки педагогов к развитию когнитивной регуляции обучаемых по критерию межфразовой связи предложений») вызвало у зрителей симпозиума много вопросов.
Ученый говорил о взаимосвязи в освоении языка и организации мыслительной деятельности. Профессор подчеркнул, что педагоги часто не видят и не находят причин непонимания детьми высказываний или неправильного выражения мыслей. Наиболее заметно это в неправильном оформлении межфразовой связи детьми и педагогами, что приводит к нарушению мышления. В своем исследовании он ответил на вопрос, какие компоненты необходимы при подготовке педагогов к развитию когнитивной регуляции.
Исследователями КФУ был разработан комплекс интегративных упражнений, ориентированных на развитие когнитивной регуляции обучаемых. Апробация этих упражнений проходила в дошкольных учреждениях Казани и существенно повлияла на развитие регуляторных функций поведения старших дошкольников.
Спикер порекомендовал чаще читать детям сказки. Доказано, что систематическое использование этот приема будет способствовать появлению связной речи и развитию образного мышления ребенка. Запись заседания доступна по ссылке в течение полугода.
Напомним, мероприятия форума в прямом эфире транслирует студенческий телеканал КФУ UNIVER TV на своем сайте, а также на YouTube, во "ВКонтакте", на "Одноклассниках" и Twitch.