На сегодняшней панельной дискуссии, прошедшей в виртуальном формате, участники подвели некоторые предварительные итоги форума vIFTE-2020 и обсудили задачи, которые стоят перед университетами, осуществляющими подготовку педагогических кадров. В качестве модератора мероприятия выступил ректор КФУ, президент IFTE Ильшат Гафуров.
На Международном форуме по педагогическому образованию проведение пленарных дискуссий с участием ключевых спикеров стало традиционным. Перед тем как приступить к обсуждению основных вопросов, ректор КФУ поблагодарил всех российских и зарубежных ученых, принявших участие в Форуме, несмотря на многочисленные трудности, связанные с пандемией. В этом году их более 860 человек. Это ученые, которые представляют 275 университетов, научных и образовательных организаций, включая 79 зарубежных. В течение 10 дней на 136 цифровых площадках в общей сложности проходит 575 презентаций, в которых анализируются лучшие практики в области подготовки учительских кадров в России и мире. За прошедшие дни онлайн площадки форума посетили более 15 000 участников, в том числе чуть более 3 500 уникальных пользователей. При этом ранее в обычном режиме на форум имели возможность приезжать только около 700 гостей, что говорит о пятикратном росте посещаемости и необходимости сохранения элементов онлайн формата в дальнейшем. На сегодняшний день уже сделаны многие ключевые доклады известными исследователями из ведущих университетов России, Великобритании, США, Ирландии, Австралии и других стран.
На правах модератора Ильшат Гафуров представил участников пленарной дискуссии. Помимо российских специалистов, в мероприятии также принимали участие зарубежные ученые – почетный профессор университета Оксфорда Иэн Ментер (Великобритания) и профессор Университетского колледжа Дублина Конор Гэлвин (Ирландия).
«На всех этапах развития общества проблемы содержания и технологий образования занимали существенное место в социальном дискурсе,- обратился Гафуров к слушателям. - Это объяснимо, поскольку национальные системы образования фактически возникают и развиваются как результат некоторого обсуждения и промежуточного консенсуса относительно того, где общество находится сейчас и каким оно видит свое будущее».
При этом ректор КФУ добавил, что зачастую дискуссии об образовании и реформы в этой области контрцикличны. Они нарастают в период возникновения кризисных явлений в социально-экономической сфере, когда общество пытается осознать себя и спрогнозировать свою перспективу.
Современный уровень развития общества, задачи модернизации образования обусловили появление принципиально новых проблем и тенденций, относящихся к сфере подготовки учительских кадров. По словам Ильшата Гафурова, сегодня образование в целом рассматривается как базовый институт формирования и воспроизводства человеческого капитала. Таким образом, педагог перестает быть просто сотрудником образовательной организации, а фактически становится центральным звеном современного социального и технологического развития. В связи с этим особые задачи и серьезные вызовы встали и перед классическими (федеральными) университетами, которые в последние годы начали активно развивать программы педагогического образования. В этом контексте Гафуров отметил, что отраслевые педагогические институты уже давно не являются монополистами в области подготовки учителей, которую в нашей стране сегодня ведут порядка 200 непедагогических учебных высших учебных заведений.
Далее ректор КФУ предложил участникам рассмотреть ряд важнейших вопросов, связанных с перспективами участия российских университетов в подготовке учителей. Ученые обсудили роль и задачи классических университетов в современной системе педагогического образования России. Этот вопрос стал особенно актуальным в свете недавно принятого правительством решения о передаче педагогических институтов в ведение Министерства просвещения и очевидной попытки создания более или менее замкнутой отраслевой системы подготовки учительских кадров. Также поговорили о целесообразности унификации содержания подготовки учителей, как это сделано, например, в ряде ведущих азиатских и европейских стран. Следует ли придерживаться данного направления или каждый университет являет собой пример уникальной модели педагогического образования, сформированной на основе исторически сложившегося потенциала вуза с учетом особенностей и потребностей развития региона. Исходя из этого, обсуждался вопрос, каким образом может быть гарантирован единый стандарт качества.
Не оставили без внимания и опыт лучший мировых университетов в сфере подготовки педагогов, который, несомненно, важно учитывать в российской практике. Это и высокая степень самостоятельности в разработке образовательных программ, широкая вариативность треков вхождения в учительскую профессию, исследовательская ориентированность университетов, продвижение в международных рейтингах. Данные активности кроме обучения учителей делают еще и существенный научный вклад в эффективное развитие национальных систем образования.
«Сегодня мы переживаем период, связанный с рядом вызовов глобального, национального и регионального характера. Поэтому современный международный опыт крайне важен для российской практики. Применительно к теме нашей сегодняшней дискуссии, очевиден вывод – общемировой тенденцией является возрастающая вариативность в подготовке учителей. В современных условиях это позволяет более гибко и оперативно реагировать на потребности изменяющегося мира», - сказал в завершение мероприятия Ильшат Гафуров.
Также он выразил уверенность, что Казанский федеральный университет находится на верном пути и будет всесторонне поддерживать и развивать педагогическое образование, сохраняя лучшие традиции и внедряя инновации в подготовке учителей, так как результаты их деятельности во многом определяют прогресс и успешность модернизации общества.