Как будет вестись подготовка специалистов для сети полилингвальных комплексов Республики Татарстан, рассказал директор Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета Радиф Замалетдинов.
«Любое многоязычие начинается с двуязычия, а полилингвальное и поликультурное образование, соответственно, с билингвального. В 2018-2019 учебном году Казанский федеральный университет на базе нашего института начал подготовку педагогических кадров для работы в билингвальных образовательных организациях. По заказу Республики Татарстан в 2018 году в КФУ было принято 125 студентов из 8 регионов Российской Федерации и 29 муниципальных образований Республики Татарстан на специальные билингвальные образовательные программы двойного профиля – «математика и информатика», «история и обществознание», «музыка и дополнительное образование», «начальное и дошкольное образование». В 2019-2020 учебном году в рамках этого проекта обучались уже 265 студентов. Подготовка кадров для сети полилингвальных образовательных учреждений начнется в этом учебном году на основании заказа Правительства Республики Татарстан и в рамках реализации проекта «Адымнар: путь к знаниям и согласию», - ввел в курс дела Радиф Рифкатович.
Директор ИФиМК пояснил, что в билингвальных образовательных учреждениях нашей республики образовательный процесс ведется на двух языках – русском и татарском, а в полилингвальных будет вестись на трех: русском, татарском и английском. Для того чтобы обеспечить специалистами полилингвальные школы, которые сейчас строятся в рамках проекта «Адымнар: путь к знаниям и согласию» в нескольких городах республики, в Казанском федеральном университете с 1 сентября 2020 года приступят к целевому обучению студентов по следующим направлениям подготовки: «начальное образование и иностранный (английский) язык (в полилингвальной образовательной среде); «математика и иностранный (английский) язык (в полилингвальной образовательной среде); «история и иностранный (английский) язык (в полилингвальной образовательной среде)». Эти программы бакалавриата рассчитаны на 5 лет.
В первом семестре первокурсники будут получать стипендию в 15 тысяч рублей, эта же сумма будет ежемесячно выплачиваться тем, у кого по результатам экзаменационной сессии в зачетке будет не более одной оценки «хорошо» (остальные – «отлично»). После окончания вуза выпускники должны будут отработать 5 лет в образовательной организации, которая направила их на обучение.
«В республике существуют несколько полилингвальных школ, но они не входят в новый кластер «Адымнар». Это, например, гуманитарная гимназия в Актаныше, школа в Сабах. Там часть предметов ведется на английском языке, часть - на русском, часть – на татарском. Школа вместе с родителями принимает решение о том, какие предметы, на каких языках будут преподаваться», – сказал Р.Замалетдинов.
По словам Радифа Рифкатовича, в ближайшие несколько лет в Казани, Елабуге, Набережных Челнах, Нижнекамске и Альметьевске (в соответствии с решением Президента РТ) в рамках проекта «Адымнар: путь к знаниям и согласию» будут открыты несколько полилингвальных учебных учреждений. Строительство некоторых из них завершается или уже завершено.
Кроме того, образовательный процесс на полилингвальной основе планируется организовать в школе «Университетская» Елабужского института Казанского федерального университета.
«Открытая при Елабужском институте КФУ школа - обычная, но, надеюсь, в скором будущем она станет одной из ведущих школ региона. Не только представители Елабужского института, но и ученые других институтов КФУ будут работать с учащимися и учителями этой школы», - отметил директор ИФиМК.
Он также сказал, что коллективом ученых КФУ совместно со специалистами Министерства образования и науки РТ разработан проект государственной программы подготовки кадров для билингвальных и полилингвальных образовательных организаций, включающий десятки мероприятий.
«Мы считаем, что при Казанском федеральном университете должен быть создан некий координационный центр, который будет координировать деятельность сети полилингвальных образовательных организаций. Открытие полилингвальных школ – это только первый шаг. Преподаватели и сотрудники вузов должны оказывать постоянную методическую помощь, сопровождать образовательный процесс в таких учебных заведениях. КФУ долгое время занимается не только подготовкой кадров для образовательных заведений, но и повышением квалификации учителей и преподавателей, а потому необходимый опыт у нас имеется», - высказал свое мнение Р.Замалетдинов.
Он сообщил, что коллектив сотрудников Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ работает над созданием учебников по татарскому языку и литературе для полилингвальных школ, а также разрабатывает методические пособия для родителей детей, которые обучаются в таких школах. К 1 января 2021 года планируется выпустить учебник по татарскому языку для учащихся 1 класса полилингвальных образовательных учреждений, а в течение следующего года – остальные учебники.