Проект нового детского образовательного канала на татарском языке «УЕН-ТВ», представленный сегодня Президенту Татарстана Рустаму Минниханову на совещании в Доме Правительства РТ, будет построен по модели «уберизации». Об этом сообщил руководитель Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ Леонид Толчинский, который проводил презентацию в Кабмине республики.
В работе совещания приняли участие вице-премьер РТ – министр образования и науки Энгель Фаттахов, вице-премьер РТ – министр информатизации и связи Роман Шайхутдинов, помощник Президента РТ Лейла Фазлеева, руководитель Аппарата Президента РТ Асгат Сафаров, ректор Казанского (Приволжского) федерального университета Ильшат Гафуров, министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин, руководитель Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» Айрат Зарипов и другие.
По словам Л.Толчинского, создание татароязычного мультимедиахаба позволит обеспечить полноформатный VOD-сервис («видео по запросу»), доступный по всему миру в круглосуточном режиме на всех типах интернет-платформ. Целевая аудитория проекта – от 3 до 16 лет. «УЕН-ТВ» будет не СМИ и не развлекательным медиа, а унифицированной образовательной платформой, неким единым культурно-образовательным хабом. Предполагается, что он будет основан на принципах интерактивности, геймификации контента и обеспечит быструю обратную связь с целевой аудиторией и родителями.
Проект такого онлайн-кинотеатра образовательного характера на татарском языке станет своеобразным «Убером» для детского национального контента, убежден директор ВШЖиМК КФУ. Это будет платформа с массой возможностей и приложений. «Как Uber не владеет машинами, а «Али-экспресс» — магазинами, так и «УЕН-ТВ» не будет владеть телекомпаниями или играми», — подчеркивает он.
Весь контент будут создавать выбираемые худсоветом и педсоветом проекта контрагенты. По мнению собеседника, первый этап реализации проекта может стартовать уже в 2018 году. При этом на первом этапе пользование платформой должно быть бесплатным, в дальнейшем же проект можно монетизировать за счет введения микроплатежей в играх, дополнительных сервисов по оказанию психологической поддержки для родителей, платной премиум-подписки и т.д. В будущем канал также сможет встраиваться и под другие малые языки мира, выступая под стать Uber базой для схожих образовательных инициатив.
Толчинский сообщил, что контент для проекта может быть как покупным, так и оригинальным. Кстати, приобретение лицензионного продукта в интернете намного доступней, чем на ТВ. В дальнейшем большая часть информационного наполнения будет собственного производства: мультфильмы, сериалы, специализированные программы и игры. Телепродукты принципиально будут нацелены на образовательную составляющую.
По словам Толчинского, перед разработкой проекта были проведены исследования, направленные на выяснение путей потребления информации детьми в возрасте до 16 лет. Практически во всех странах тенденция идет к тому, что эта целевая аудитория вообще не взаимодействуют с эфирным ТВ, и по минимуму — с кабельным. Для них интернет, детские сервисы, которые они потребляют через различные гаджеты, — главный источник информации. Исходя из этого и строилась концепция нового проекта. Еще одна сложность — акцент на образовательную составляющую.
«Сделать развлекательный канал проще простого: накупил лицензий, и развлекай. А здесь нужно, чтобы смотрели, иначе образовательная составляющая будет не эффективна», — считает он. По словам Л.Толчинского, в мире запущено много аналогов предлагаемого в Татарстане проекта, правда, на английском языке.
«Выбранная модель позволяет поэтапно и продуманно запускать проект. Можно не сразу вложить все средства и ждать, случится чудо или нет. Он позволяет начинать с малого — различных приложений, апплетов. Они могут запускаться и апробироваться — что-то будет выстреливать, а что-то нет», — пояснил он. По мнению директора Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ, сложности внедрения новой концепции связаны со сломом понимания взрослых в восприятии информации детьми. И приводит доходчивый пример — если раньше люди набирали текст на печатных машинках, потом переключились на клавиатуру, затем на сенсорные экраны, то дети уже всего этого не знают, набирая текст клавиатурой Swype, которая позволяет вводить текст на экране смартфона или планшета, не отрывая пальца. Необходимо понять изменения и встроиться в них, реализуя как раз проекты новой формации, как «УЕН-ТВ». По мнению Толчинского, эта ниша все равно будет заполнена. Другой вопрос — кем, нашими специалистами или зарубежными.
«Динамика развития этого рынка идет в рост, и если не мы, то кто-нибудь другой это сделает», — убежден он. По мнению собеседника, проект можно считать стартапом, ведь при многообразии детских сервисов на рынке видео по запросу, в эту национальную нишу народов численностью менее 15-20 миллионов человек еще никто не заходил.
После презентации состоялась активная дискуссия, в ходе которой все участники совещания высказали свои мнения по данному проекту. В результате Президентом РТ было поручено в течение двух месяцев доработать концепцию.