В Южном федеральном университете проходит II Международный научно-образовательный форум «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке». Ученые Института психологии и образования Казанского федерального университета инициировали проведение круглого стола «Интернационализация исследований в сфере образования».
Для обсуждения на круглом столе были предложены темы: международные рейтинги и место российских университетов в них, участие КФУ в международных организациях в области образования, особенности проведения сетевых международных исследований в сфере педагогического образования.
Модератором круглого стола выступил директор ИПО Айдар Калимуллин. Доклады представили заведующая кафедрой педагогики ИПО Роза Валеева, заместитель директора ИПО по международной деятельности Татьяна Баклашова, научные сотрудники Научно-образовательного центра педагогических исследований ИПО Елена Семенова и Динара Бисимбаева.
Татьяна Баклашова уверена, что участие в форуме, проводимом коллегами из ЮФУ, будет способствовать улучшению исследований российских ученых.
«Мы презентовали результаты десятилетней научно-исследовательской работы: сделали доклады о международных рейтингах и представили результаты сотрудничества с ведущими международными ассоциациями в области образования, показали результаты реализации сетевых международных исследовательских проектов и результаты исследований коллег», - рассказала Т.Баклашова.
Роза Валеева представила на заседании доклад на тему «Интернационализация исследований в области педагогического образования», в котором рассказала, что, согласно ключевым показателям продвижения в предметной области «Образование», Казанский федеральный университет – один из двух российских университетов (вместе с МГУ), представленный в двух ведущих международных рейтингах - THE и QS - в предметной области «Образование».
«Рост в рейтингах напрямую связан с теми международными сетевыми исследованиями, которые проводят ученые Казанского университета. На сегодняшний день в Институте психологии и образования проводится около 20 международных научных исследований с ведущими учеными мира», - отметила Р.Валеева.
Уже не первый год в Институте психологии и образования работает международная исследовательская группа. Ученые из Глазго, Оксфорда, Мичигана, Аризоны, Португалии, Словении, Германии заинтересованы в сотрудничестве с КФУ.
«Все исследования, а значит, впоследствии, и статьи в научных журналах, завязаны на интересах, на схожести проблем систем подготовки учителя в различных странах мира. Надеемся, что эти исследования в дальнейшем помогут разработать мультинациональные стандарты подготовки учителя, в которых будут отражены самые актуальные и самые важные требования к профессиональным качествам учителя», - считает эксперт.
Одним из способов международного продвижения профессор КФУ также считает и публикации в журнале «Образование и развитие» - одного из ведущих российских научных изданий в области образования, с 2018 года индексируемого в базе Scopus.
Р.Валеевой были отмечены и международные сравнительные исследования в области образования, проводимые совместно с международными ассоциациями в области образования.
В том, что в области психолого-педагогического образования КФУ – несомненный лидер в России, уверена и замдиректора ИПО КФУ Т.Баклашова:
«Результаты научных исследований ученых ИПО стали публиковаться в ведущих международных журналах по педагогике: особый резонанс имели статьи в журналах первого и второго квартиля, подготовленные в коллаборации с учеными ведущих университетов мира».
Задача продвижения достижений российских ученых в международное научное пространство и получения новых знаний, наработок от зарубежных коллег ярко проявляется в направленности проблематики Международного форума по педагогическому образованию (IFTE), который прошел в этом году в КФУ в шестой раз.
«Виртуальный формат IFTE-2020 придал новый импульс развитию педагогической науки, а цифровое конференц-пространство форума стало уникальной площадкой для эффективного обмена опытом новых разработок и достижениями в сфере образовательных технологий, способствуя укреплению сотрудничества российских и зарубежных исследователей», - отмечает Татьяна Баклашова.
По мнению участников круглого стола, обсуждаемые на форуме в ЮФУ темы идут в контексте интернационализации высшего педагогического образования и коррелируют с процессами практической подготовки учителей в мире.
Для справки:
Педагогический форум проводится в очно-заочной форме, участвуют более 450 экспертов: практикующие педагоги, психологи, ученые, руководители образовательных учреждений из 59 субъектов России и 12 стран мира.
Ключевые события форума посвящены поиску смысла и антологии педагогического образования, построению современных индивидуальных профессиональных моделей и обмену практиками между учеными, использованию мирового опыта, его адаптации к российским условиям.