В рамках XII серии проекта «PROНаука в КФУ» прошла очередная лекция на тему «Хаос – это лестница». Она была посвящена последствиям пандемии и новым перспективам образования. Лектором выступил директор Института информационных технологий и интеллектуальных систем КФУ Михаил Абрамский.
В начале своего вступления директор ИТИС остановился на научном определении слова «хаос». В современной науке существует термин «Vuca-мир» – мир будущего, нестабильного, неоднозначного, сложного, неопределенного. Данное понятие используют в случаях, когда невозможно предугадать развитие мира.
«Самая главная задача сегодня – уметь человеку ориентироваться в этом Vuca-мире. На это направлены мировые образовательные программы: кем быть в сложном, изменяющемся мире, как стать тем или иным специалистом в нем? В это самое состояние нас вверг коронавирус», – отметил Михаил Абрамский.
В марте 2020 года вузы перешли на дистанционное обучение. На научном языке такой формат образования называют emergency remote teaching – «вынужденное удаленное обучение».
«Нашему университету повезло: у нас в кратчайшие сроки была внедрена корпоративная платформа Microsoft Teams. Мы продолжаем использовать ее вместе с основной платформой дистанционного синхронного обучения. Находясь на расстоянии друг от друга, контактируем в режиме реального времени», – сказал директор ИТИС.
С чем же столкнулись преподаватели и студенты после внедрения этого формата? Ежедневно у каждого преподавателя был «день открытых дверей», так как в комнате, где работал компьютер студента, могла находиться семья и наблюдать за учебным процессом. Преподаватель – лицо университета, его поведение влияет на многие аспекты в принятии решений людьми: как положительно, так и отрицательно.
Немало было вопросов, касающихся интернета. Существуют время задержки сигнала интернета и время ожидания. Если эти два времени совпадают, то получается эффект вечного перебивания друг друга. Кроме того, нужно было использовать камеры. Из-за низкого разрешения экрана пригодились интерактивные доски и графические планшеты, особенно преподавателям математических дисциплин.
Проблемы со звуком тоже были. Например, ситуация с одногруппниками, живущими в одной комнате общежития. Если они входят на онлайн-лекцию со своих ноутбуков, то без наушников будут громкие шумы при включенных микрофонах. Если дискуссия, то они слышат друг друга в реальном времени и в режиме видеоконференции после задержки сигнала.
Во время дистанционного обучения появились и новые расстановки: необходимо выключать микрофон, включать камеру, поднять руку (написав в чате, включив специальную функцию на Microsoft Teams). К тому же появились и вопросы, связанные с этими расстановками: можно ли включать запись собрания, разрешается ли переписываться во время лекции в общем чате.
Еще одна проблема, с которой сталкивался преподаватель, - удержание внимания.
«Один из парадоксов: дистанционное образование убило один из форматов самостоятельной работы в классе. Получается домашняя работа в реальном времени», – допустил лектор.
Популярная история связана с вопросом цифрового следа. Каждый студент может записать лекцию сам либо с помощью IT-технологий. Таким образом, было документальное подтверждение выступления преподавателя, он словно находится под лупой, потому что каждое его действие записывается.
«С сентября в университете ввели гибридную форму обучения – часть группы в аудитории, часть работает удаленно, а также это чередование очных и дистанционных синхронных форм обучения в одном расписании. Это было сделано для того, чтобы вовремя исключить из очного обучения студентов, у которых есть признаки простуды. Появилась проблема логистики: если одна лекция очная, а другая – на дистанте, то сейчас во время перемены нужно искать место, где можно заниматься дистанционно. Но зато на дистанте бесконечное количество свободных аудиторий. Таким образом, стало возможным упростить жизнь студента и преподавателя, не затрачивая время на поиск аудитории», – объяснил выступающий.
Еще одно преимущество – защита курсовых, дипломных работ в онлайн-режиме. В дистанционном формате видно любую презентацию студента, выступающий меньше волнуется, есть возможность еще раз прослушать выступление, существует большая свобода задать вопросы.
«Что касается цифрового студента будущего, то это человек, который оценивает, задает вопросы о целесообразности, умеет выбирать, следовать рекомендациям, он адепт мобильного обучения, уже точно знает про онлайн-курсы; противник любых очных встреч, если можно заменить звонком или просто размещением материалов; идеально подготовлен для удаленной работы (например, в международном проекте), носитель культуры цифровой коммуникации», – считает М.Абрамский.
По мнению спикера, цифровой преподаватель будущего – это создатель электронного контента, харизматичный человек, стример, толерантен к собственным недочетам, умеет их прорабатывать. У него выработалась устойчивая привычка оперативно решать технические проблемы, он активно пользуется смартфоном на занятии в качестве образовательного инструмента.
С подробной программой мероприятия и записями лекций можно ознакомиться на сайте «PROНаука в КФУ».