В Институте психологии и образования Казанского федерального университета начала работу Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Андреевские чтения: Современные концепции и технологии творческого саморазвития личности», посвященная педагогическому наследию академика РАО, основателя научной школы творческого саморазвития личности в Казанском университете Валентина Ивановича Андреева.
В конференции традиционно принимают участие известные ученые, методологи педагогической науки из России, ближнего и дальнего зарубежья, которые представляют результаты своей работы на тему творческого саморазвития личности.
Идея проведения научной конференции, посвященной психологическим аспектам творческой деятельности в педагогике, возникла шесть лет назад в Институте психологии и образования. Идейным вдохновителем стал сам Валентин Андреев. Когда профессора не стало, организацией и проведением конференции стали заниматься его ученики.
На торжественном открытии перед участниками конференции с приветственным словом от имени ректора КФУ выступил проректор по внешним связям Тимирхан Алишев:
«Главная задача образования – способствовать самостоятельному научно-творческому становлению. И это удается делать ученым Казанского университета. Самая большая ценность университета – это люди. Тема конференции как нельзя лучше соответствует современным проблемам, которые решаются в образовании: как формировать траектории развития личности».
Среди гостей – первый проректор КГЭУ Александр Леонтьев, президент Международной гуманитарной академии «Европа-Азия», ректор Института культуры мира ЮНЕСКО, посол мира UPF, профессор Энгель Тагиров.
Э.Тагиров вручил одной из первых докторантов профессора Андреева – доктору наук, профессору Фаине Ратнер благодарственное письмо следующего содержания: «Профессору Казанского университета за великий вклад в области педагогики, за партнерство с ЮНЕСКО, за сохранение сакрального образа учителя-мыслителя, за исполнение роли духовного пастыря молодых учителей, за титанический труд и ратный подвиг, совершенный вами на распаханной профессором Андреевым педагогической среде, и взращенный вами урожай из тысяч педагогов. Благодарен вам за тот подвиг, который совершается ежедневно по сохранению традиций эпохи Андреева».
Директор Института психологии и образования Айдар Калимуллин вспомнил, что именно академик ввел его в университетское сообщество, став наставником.
«Методики Андреева не потеряют актуальность еще долгое время, ведь творчество стоит на первом месте в работе с учениками», – уверен он.
Профессор, доктор наук Софийского университета им.Святого Климента Охридского Вяра Гюрова в своем видеообращении отметила, что «созданная Андреевым школа стала приоритетной в образовании XXI века».
«Новое образование отличается расширением образовательной среды. И СМИ, и информационные технологии делают мир огромной аудиторией с бесчисленным количеством учащихся и учителей. И в этой новой образовательной среде обучающиеся должны обладать навыками и компетенциями творческой личности с критическим мышлением. Имя академика Андреева полностью вписывается в реальность образовательной среды XXI века. Конференция способствует тому, чтобы прогрессивные идеи Валентина Ивановича продолжали жить и сегодня», – заключила профессор.
Тематика докладов пленарного заседания, как всегда, была достаточно обширной и разнообразной, но объединяющим все представленные работы было то, что в их разработках использовался творческий подход.
Директор Института социально-философских науки и массовых коммуникаций Михаил Щелкунов представил свой взгляд на современную ситуацию, связанную с проблемами цифровизации, образования и влияния этих двух факторов на личность.
Профессор, декан факультета дизайна и программной инженерии КНИТУ-КХТИ Эльмира Хайруллина вспомнила, что в свое время Андреев подготовил 80 кандидатов наук, а сегодня в базах данных около семи тысяч ссылок и цитирований на научную школу Андреева.
Непосредственный продолжатель идей академика, представитель династии Андреевых, профессор кафедры телепроизводства и цифровых коммуникаций Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Юлия Андреева в словах приветствия указала на важность последовательного развития идей Школы творческого саморазвития в цифровую эпоху. Она представила участникам конференции доклад о феноменологии личности в ситуации неопределенности.
Ярким и увлекательным было выступление профессора, завкафедрой квантовой электроники и радиоспектроскопии Института физики Мурата Тагирова. Он поделился своим накопленным за более чем 25 лет опытом творческого саморазвития студентов и школьников. В качестве примера он взял проведение проблемного коллоквиума по физике.
Представили свои доклады и коллеги из Южного федерального университета, Академии государственного управления при Президенте Азербайджанской Республики, Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Дальневосточного федерального университета.
Конференция продолжила работу в учебных мастерских. Студенты магистратуры, аспиранты, молодые педагоги обсуждали технологии создания мотивирующих и обучающих историй в трансмедиа Вселенной, выясняли, насколько педагог – медийная персона и каковы особенности воздействия обучающей медийной информации на современных детей.
Во второй день работы научно-практической конференции для студентов магистратуры и аспирантов пройдут подиум-дискуссии «Продвижение научных идей в глобальном цифровом пространстве», дискуссионный workshop «Обучение и саморазвитие в цифровом мире», где молодые ученые обсудят стратегии конкурентоспособности современного образования.