Проект «Производственный участок газотермического восстановления подшипников» аспиранта первого года обучения Набережночелнинского института Казанского федерального университета Динара Мурзина стал победителем конкурса «Студенческий стартап».
Напомним, по итогам II этапа конкурса «Студенческий стартап» федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» победителями были признаны 18 студентов и аспирантов КФУ. Конкурс проводится Минобрнауки России и Фондом содействия инновациям. Всего жюри конкурса отметило 380 проектов представителей 154 вузов из 54 регионов России.
24-летний аспирант НЧИ Казанского университета Динар Мурзин обучается по направлению «Системный анализ, управление и обработка информации». О конкурсе «Студенческий стартап» он узнал из Интернета и решил принять участие, чтобы испытать свои силы.
«Разработкой проекта я занимаюсь с прошлого года. Данная тематика была выбрана, потому что это достаточно интересная и востребованная технология восстановления», – рассказал Д.Мурзин.
Газотермический метод восстановления оборудования позволяет напылять металлы (такие как сплавы алюминия, цинка, меди, бронзы, никеля, молибдена и др.) с высокой степенью адгезии. Пористая структура напыленных материалов способствует удержанию масляной пленки в микропорах, что снижает износ оборудования при «холодном пуске». Данный метод ремонта увеличивает срок службы изделия в два раза по сравнению с традиционными методами.
По словам автора проекта, в подшипниках изнашивается внутренний мягкий металл – баббит, при этом железный (или чугунный) корпус остается целым.
«За счет того, что корпус используется старый, а баббит напыляется новый, мы экономим средства заказчика. Ремонт похож на окрашивание краскопультом, только "красим" мы металлическими сплавами и толстым слоем», – пояснил аспирант. – Преимуществом такой технологии является то, что в баббитовом слое в результате напыления образуются микропоры, что позволяет осуществлять пропитку маслом и удерживание масляной пленки в случае нарушения подачи масла и после длительной остановки машины, в результате чего исключается режим сухого трения».
По словам Мурзина, в рамках реализации проекта можно восстанавливать подшипники, поршни и вкладыши компрессоров, рудомольных мельниц, роторов электродвигателей.
«Данный метод восстановления позволяет добиться антифрикционных свойств ("скольжения") выше традиционных методов», – сообщил он.
В зависимости от размеров узла, разница составляет 30-70 процентов в пользу методики, применяемой аспирантом.
Выигранные в рамках конкурса средства планируется расходовать на производственные нужды.
«Этого хватит только на первоначальный запуск, поэтому есть необходимость в привлечении дополнительных средств», – отметил аспирант.
В рамках реализации проекта планируется открытие ООО, закупка оборудования, пусконаладка и запуск производства. Заинтересованность в данном проекте уже выказала Ассоциация «Машиностроительный кластер Республики Татарстан», что является показателем уникальности и востребованности проекта.