Традиционное августовское совещание в очередной раз объединило интересы руководства республики, учителей и управленцев от системы образования вокруг одного ключевого вопроса: воспитание как фактор повышения качества образования. Таким образом, делая эффективнее всю систему, а выпускников успешнее.
Живой пример успехов в выборе правильной системы обучения и не менее выдающихся результатов образовательного процесса представили на встрече с выпускниками, сумевшими набрать по результатам ЕГЭ 100 баллов хотя бы по одному из предметов. Таковых в республике оказалось 181 человек. Из них 145 присутствовали сегодня в «Казань-Экспо». Отдельно отметили, что 92 выпускника 100-балльника поступили в Казанский федеральный университет, а это лучший показатель среди вузов Татарстана.
«Я хочу всех выпускников поздравить с завершением учебного года. Вы не просто хорошо учились, но и психологически хорошо подготовились к сдаче экзаменов. Отдельное спасибо я хочу сказать тем, кто поступил в Казанский федеральный университет. По той причине, что школу обычно выбирают родители, а вуз вы выбираете сами. Самое главное, чтобы в период обучения в университете вы сумели собраться и нашли такую траекторию в жизни, которая поможет вам адаптироваться к изменяющимся условиям», - обратился к участникам встречи ректор КФУ Ильшат Рафкатович Гафуров.
Стоит отметить, что университет поддерживает своих талантливых студентов. Те из них, кто поступил в КФУ, имея на руках победу во всероссийской олимпиаде или 100 баллов по ЕГЭ, специальным распоряжением ректора получили специальную стипендию по 100 и 80 тысяч рублей соответственно. Впрочем, и те, кто проявит себя в процессе учебы, могут рассчитывать на повышенную стипендию. Подобный подход и внимание к каждому уровню образования поддерживается и на уровне республиканского министерства.
«Мы не разделяем в своей работе уровни образования. Обучая, начиная от яслей, до самого преклонного возраста. Таким образом, даем возможность получать профессию и управлять процессами. Важно правильно подавать материал так, чтобы раскрыть таланты, а они есть у всех. И в этом главная цель учителей», - отметил министр образования и науки РТ Рафис Тимерханович Бурганов, открывая встречу с отличниками учебы.
Традиционно августовский педсовет открывается серией секционных заседаний. В этом году было проведено 8 таких секций, посвященных всем уровням образования. Участие в них приняли около 2000 человек. В начале августа в Елабуге прошел традиционный международный фестиваль школьных учителей, в работе которого приняли участие более 600 педагогов. А 9 августа в Казани прошло посвящение в профессию учителя более 400 молодых педагогов. Итоги подвел Президент Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов.
«В этом году традиционное августовское совещание мы решили провести на площадке «Казань-Экспо», где через неделю начнется мировой чемпионат по рабочим профессиям. Прежде всего, мы должны использовать технологии, которые мировой чемпионат привносит к нам. Таким образом, мы обеспечиваем повышение конкурентоспособости наших выпускников. Республика Татарстан уделяет большое внимание системе образования. За последние 5 лет предприняты существенные меры по совершенствованию образовательной инфраструктуры. Укрепил свои позиции Казанский федеральный университет. Республика может гордиться нашими педагогическими кадрами и достижениями выпускников», - заявил Президент Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов.
Уникальным для республики является продвижение полилингвальной системы обучения, о которой в своем отчетном докладе говорил министр образования и науки Татарстана. Разработана и реализуется «дорожная карта» по формированию и внедрению национальной системы учительского роста в республике. Она предполагает обеспечение готовности всех организаций образования к применению стандартов.
В этом году еще 150 первокурсников набираются в КФУ и начинают подготовку для работы в би- и полилингвальной образовательной среде. Все участники проекта при успешной сдаче сессии, получат ежемесячную стипендию в размере 15 тыс. рублей из бюджета республики. Кроме того. продолжается грантовая поддержка профессионального роста учителей.
На первое место в управлении системой образования вновь встала система воспитания. Причем в докладах участников пленарного заседания августовского педсовета не раз звучала необходимость активно вовлекать в этот процесс родителей. Логика проста, если молодой человек или девушка не воспитаны в духе тяги к знаниям, возможность что-то узнать, выучить или получить полезный навык не будет востребована. Таким образом, девиз «Образование через всю жизнь» активно продвигаемый университетом находит свое отражение не только в собственных лицеях, центрах переподготовки и основных образовательных программах, но и во всех школах и вузах Татарстана.
В республике насчитывается 45 вузов, в которых в прошедшем учебном году обучалось почти 147 тысяч студентов, что говорит о высоком уровне доступности и привлекательности высшего образования Татарстана для молодежи.
Об этом же свидетельствует и увеличение количества абитуриентов из числа победителей и призеров всероссийских и международных олимпиад, поступающих в вузы республики. За последние три года их число выросло на 40%.
Международные рейтинги вузов формируют модели и стандарты развития современного университета. Так, в текущем году Казанский федеральный университет сохранил положительную динамику в авторитетном международном академическом рейтинге QS, поднявшись на 45 позиций. Неплохую динамику демонстрирует КФУ и в различных предметных рейтингах.
Одним из основных факторов продвижения в рейтинге является увеличение среди студентов доли иностранных граждан. Аналогичную задачу ставит и «майский» Указ Президента Российской Федерации, который предполагает к 2024 году увеличение количества иностранных студентов в два раза. В прошедшем учебном году в вузах республики обучалось свыше 14 тысяч иностранных граждан, из которых больше половины в Казанском федеральном университете. Отметили на августовском совещании и увеличение контингента более чем на 50%.
В то же время было отмечено, что вузам следует уделять особое внимание качеству иностранных абитуриентов, вопросам их языковой и социальной адаптации, интеграции в образовательную и культурную жизнь республики. По предложению министра, этому вопросу будет посвящено одно из ближайших заседаний Совета ректоров вузов РТ.
В настоящее время на территории региона функционирует свыше 110 научных организаций. Республиканский научный комплекс объединяет все известные сегменты сферы науки и технологий. В научных учреждениях Татарстана трудится более 12 тысяч штатных сотрудников, выполняющих фундаментальные и прикладные изыскания в самых различных областях научного познания. Дальнейшее развитие научного комплекса республики будет зависеть от того, насколько успешно его организации интегрируются в процессы национального проекта «Наука». Отмечалось, что несмотря на то, что ближайший отбор проектов состоится в 2020 году в целях успешного прохождения конкурсных процедур уже сегодня следует определиться с приоритетами и приступить к формированию заявок на создание научно-образовательного центра, научного центра мирового уровня и специализированного учебно-научного центра. Эта рекомендация прозвучала в адрес всех научных центров. Проблема, с которой столкнулась республика, кроется в том, что каждый крупный научно-образовательный центр республики двигается в данном направлении самостоятельно.
Пленарное заседание августовского совещания завершилось серией поручений от Президента Татарстана, подтвердив тем самым особое внимание к развитию системы образования со стороны правительства и готовность к изменениям со стороны педагогического сообщества.