Билеты на первое в декабре представление новогоднего балета «Щелкунчик» в Большом театре были распроданы за первые два часа после старта продаж. И так каждый год: люди занимают очереди у касс театров, судорожно бронируют билеты на сайтах. Для многих поход на «Щелкунчика» стал неотъемлемым атрибутом декабря, желанным подарком. Волшебство на сцене погружает в атмосферу долгожданного и самого доброго праздника в году. Чем рождественская история полюбилась людям со всего мира и как ее воплощение в балете стало мейнстримом, рассказали в Казанском федеральном университете.
По мнению заведующей кафедрой всемирного культурного наследия Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Лилии Галимзяновой, «Щелкунчик» представляет собой уникальное явление в мировой культуре – симбиоз музыки, балета и театрального искусства. Созданный Петром Чайковским и основанный на сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана, он стал символом Рождества, Нового года и зимних праздников во многих странах.
«В чем же все-таки заключается этот феномен? – задалась вопросом Галимзянова. – Во-первых, произведение олицетворяет волшебство детства и мечты, именно это делает его близким многим поколениям. А музыка, которая наполнена яркими мелодиями и эмоциональной глубиной, продолжает вдохновлять всех зрителей по всему миру, не только танцовщиков и музыкантов. Во-вторых, "Щелкунчик" стал важной частью рождественских и новогодних традиций, привнося в них элементы театрального искусства и создавая атмосферу праздника».
Тренд объяснила и заведующая кафедрой зарубежной литературы Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского университета Ольга Несмелова.
«В данном случае надо разделить мое мнение как филолога и как любителя театра, потому что к балету у меня особое пристрастие, и обычного человека, – комментирует профессор. – Далеко не все осознают литературный источник, потому что здесь совместились две национальные культуры, которые переходят в феномен высокого искусства. Сказка "Щелкунчик и Мышиный король" из всех фантастических новелл Гофмана, конечно, совершенно особое произведение, если рассматривать его с точки зрения истории литературы. Это уход в фантазию от реальности, скучной и неинтересной, в волшебный мир. Я всегда студентам говорю по поводу таких переходов известных литературных произведений в другие пограничные виды искусства, что "Щелкунчик" – сначала Гофман, а потом Чайковский. То же самое и с "Кармен" – сначала это знаменитая новелла Проспера Мериме, а потом уже не менее всемирно известная опера».
О. Несмелова также отметила соединение сюжета и музыки как двух фольклорных народных начал, которые лежат в основе сказки и мифа. Это связано с национальной культурой и традициями Рождества. В пример филолог КФУ привела традиции семьи: праздничный новогодний стол, посещение елочных представлений, составление писем Деду Морозу, а также поход в театр, хотя зачастую это не просто ритуал, а элемент воспитания.
Каждый год миллионы людей посещают постановки этого балета, но удивительно то, что слава о нем не просто сохраняется из года в год, но и приумножается. «Щелкунчик» стал источником вдохновения для многих современных интерпретаций и адаптаций, что свидетельствует о его универсальности и актуальности, отметила историк.
«Этот балет продолжает оставаться важной частью культурного наследия, он связывает народы и поколения в едином праздновании творчества и волшебства», – подытожила Л. Галимзянова.
Для справки. «Щелкунчик» Чайковского увидел свет рампы в Мариинском театре 6 декабря 1892 в один вечер с оперой «Иоланта». В спектакле менялась техника классического танца, в разные годы присутствовали фантастические фокусы, яркие куклы и горящая праздничными огнями елка. 12 марта 1966 в Большом театре состоялась премьера балета в постановке хореографа Юрия Григоровича. Балетмейстер совместно с художником Симоном Вирсаладзе смог превратить его из детской сказки в философские раздумья о недостижимости идеального счастья, его балет стал классикой ХХ века. В настоящее время по традиции в канун Нового года «Щелкунчик» присутствует в репертуаре различных ведущих театров страны.
При частичной или полной перепечатке материала, а также цитировании необходимо ссылаться на пресс-службу КФУ.
32