В Елабужском институте Казанского федерального университета сегодня учатся порядка 5 тысяч студентов и школьников. Об уникальности этого структурного подразделения вуза рассказала его директор Елена Мерзон.
«Наш институт уже достаточно давно занимается подготовкой педагогических кадров. С XIX века ни на один день он не прекращал служить важной миссии воспитания и обучения учителей. В состав Елабужского института сегодня входят школа и колледж, которые являются базами практик и трансфера инновационных технологий и методик. Ведущим направлением подготовки в институте остается педагогическое: 73% выпускников Елабужского института и колледжа – будущие учителя», – сообщила Елена Ефимовна.
В продолжение разговора руководитель поделилась одной из главных особенностей Елабужского института. Вместе с тем она отметила, что большое внимание в вузе уделяется и другим направлениям подготовки:
«Мы находимся в отдалении от столицы и понимаем важность подготовки кадров для отдельных территорий. Кроме педагогического направления, большое внимание уделяем программам других направлений подготовки: прикладная информатика, лингвистика, юриспруденция, экономика и другие. В этом Елабужский институт отличается от институтов в Казани, названия которых четко отражают реализуемые образовательные программы: Институт физики, Институт психологии и образования. Поэтому многие процессы, в том числе и развитие материально-технической базы, происходят по-особенному».
Говоря о многообразии образовательных программ, Елена Ефимовна подчеркнула:
«У нас есть лаборатории и по криминалистике, и по методике преподавания – это продиктовано широким спектром профилей обучения, которые осваивают студенты. Мы делаем все, чтобы подготовить квалифицированных специалистов по всем направлениям подготовки».
По словам Е.Мерзон, из примерно 5 тысяч обучающихся Елабужского института 1246 человек – иностранные граждане. Они приехали из Афганистана, Туркменистана, Армении, Казахстана и других стран, однако в процесс воспитания и обучения все вовлечены в равной мере.
«Мы проводим языковые курсы, чтобы помочь иностранцам освоить русский язык, а также вовлекаем их в работу кружков, которые посвящены изучению русского языка и истории России», – заметила директор.
Одним из главных направлений деятельности института является наука.
«Три года назад коллектив Елабужского института взялся за исследование феномена образовательной резильентности, – говорит Елена Мерзон. – Сначала мы выиграли грант ректора КФУ "Прорывные исследования в образовании", а затем включились в разработку программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030" по направлению "Разработка и внедрение комплекса технологий обеспечения поддержки и совершенствования работы образовательных организаций с низкими результатами". Нами была разработана "дорожная карта" реализации данного проекта на 2022-2024 годы, основной задачей которого является создание технологии комплексной оценки образовательных организаций, функционирующих в сложных социально-экономических условиях, а также повышение уровня резильентности как учеников, так и образовательной организации».
Директор подчеркнула, что исследование этой темы имеет для ученых института принципиально важное значение в связи тем, что в 2020 году в состав Елабужского института была включена общеобразовательная школа № 5 с низкими образовательными результатами, которая теперь известна как школа «Университетская».
«В нашем институте активная исследовательская деятельность ведется и по другим научным направлениям, – рассказывает Елена Ефимовна. – Например, преподаватели кафедры математики и прикладной информатики работают в области проблем формирования цифровой образовательной среды будущих педагогов. Разрабатываются новые курсы повышения квалификации для учителей, электронные образовательные ресурсы и многое другое. Коллектив кафедры экономики и менеджмента в рамках реализации гранта РФФИ занимается изучением потенциала создания протекционистской модели российского образования в условиях цифровизации экономики. Исторические и социокультурные проблемы российской провинции исследует коллектив преподавателей и студентов под руководством доктора исторических наук, профессора Инги Масловой».
Руководитель также добавила, что в институте успешно действует международная лаборатория «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования», сотрудники которой опубликовали уже более 100 статей в различных изданиях. Кроме того, коллектив преподавателей и студентов занимается исследованием проблем теории дифференциальных уравнений, алгебры и геометрии под руководством доктора физико-математических наук, профессора А.Миронова.
«Еще одним важным направлением научной деятельности института является практико-ориентированная подготовка современного учителя. Наши ребята активно вовлекаются в профессию, проводят исследования и работают учителями, тьюторами, ассистентами в школе "Университетская", в Доме научной коллаборации имени Камиля Ахметовича Валиева и в колледже при вузе», – проинформировала Е.Мерзон.
Директор уверена: многогранная работа в области педагогической науки позволила Елабужскому институту внести серьезный вклад в то, что КФУ на протяжении нескольких лет входит в список 100 лучших вузов мира в предметной области «Образование» рейтинга Times Higher Education.
«У студентов сегодня масса возможностей для самореализации. Недавно в России объявили Десятилетие науки и технологий. Будет проводиться комплекс мероприятий, направленных на усиление роли науки и технологий. Ежегодно проходят реформы, направленные на повышение качества образования и жизни студента», – отметила Е.Мерзон в ходе разговора.
При этом она сказала, что в Елабужском институте активно развиваются творческие, спортивные и научные направления студенческой деятельности, но самое большое внимание уделяется воспитанию высококлассного специалиста, гражданина, человека, любящего свою Родину.
«Только в прошлом учебном году мы собрали богатый "урожай" студенческих наград: наш представитель стал лучшим иностранным студентом года РТ, мы завоевали Гран-при фестиваля первокурсников КФУ, победили в конкурсе научных кружков КФУ, наши спортсмены одержали победу в спартакиаде студентов и аспирантов КФУ, стали призерами чемпионата мира по национальной борьбе на поясах», – перечислила она достижения студентов.
Сплочению студенческого коллектива вуза, по мнению директора, способствуют выездные смены для студентов, которые проходят на базе спортивно-образовательного лагеря «Буревестник».
Говоря о перспективах развития Елабужского института, Елена Мерзон особо отметила, что одной из приоритетных целей является развитие науки, в том числе студенческой. Кроме того, подразделение КФУ постоянно работает над разработкой и внедрением новых образовательных программ.
«Наш вуз находится рядом с особой экономической зоной "Алабуга". В Елабужском институте существуют сетевые образовательные программы, по которым студенты направлений "Экономика", "Юриспруденция" и "Прикладная информатика" могут обучаться, не отрываясь от работы на производстве. За годы учебы студенты становятся опытными сотрудниками компаний и получают релевантный опыт. Кстати, список таких программ постоянно расширяется. Нами получена лицензия на осуществление образовательной деятельности по направлению "Мехатроника". В следующем году состоится первый набор студентов. Будем работать!» – поделилась Е.Мерзон.