В последние годы наблюдается устойчивый рост популярности велосипедов и самокатов как альтернативных видов транспорта. Этот тренд, в свою очередь, ставит новые задачи перед градостроителями и требует переработки принципов проектирования городских пространств.
Заведующий кафедрой архитектуры и медиаискусства Института дизайна и пространственных искусств Степан Новиков рассказал, как растущая популярность велосипедов и самокатов влияет на градостроительство и развитие инфраструктуры.
«В последнее время все больше жителей крупных городов предпочитают автомобилям велосипеды и самокаты, так называемые средства индивидуальной мобильности (СИМ). Эта тенденция, безусловно, оказывает влияние на городскую среду, требуя от архитекторов и проектировщиков новых подходов к планированию дорог, районов и поселков», – отметил Степан Новиков.
По мнению архитектора, влияние тренда на развитие средств индивидуальной мобильности в столице РТ пока не является определяющим. Он подчеркивает, что для эффективного использования велосипедов и самокатов необходимо, чтобы велодорожки пронизывали весь город, образуя единую сеть. Однако в городе они пока представлены лишь на нескольких центральных улицах и отдельными участками в спальных районах.
«Это должен быть проект городского масштаба, где руководство города скажет застройщикам, что и где должно располагаться на их участке в контексте развития общегородской дорожной сети. Велосипеды и самокаты также являются транспортными средствами, и я бы ужесточил меры по их использованию», – считает заведующий кафедрой.
Многое еще предстоит сделать для развития СИМ.
«На мой взгляд, в Казани активно развивается внедрение самокатов и велосипедов в транспортную жизнь мегаполиса, но при этом до сих пор нет закольцованных и больших велодорожек, которые бы комплексно соединяли разные части города. Часто можно встретить фонари посередине тротуара или тротуар, переходящий в велодорожку. Многие развязки практически невозможно преодолеть», – прокомментировал эксперт.
В заключение эксперт перечислил необходимые меры для успешной интеграции СИМ в городскую среду: грамотное комплексное планирование транспортных путей; строгое соблюдение нормативов; внедрение дополнительного светофорного сопровождения; создание безбарьерной среды и перехватывающих велопарковок, автомобильных парковок на крупных транспортно-пересадочных узлах.
«Только комплексный подход, учитывающий интересы всех участников дорожного движения, позволит создать в Казани комфортную и безопасную среду для использования средств индивидуальной мобильности», – констатировал заведующий кафедрой.